В этот день, 100 лет назад, в Харькове создан Музей Слободской Украины, ныне - Харьковский исторический музей имени Н.
21 января 1920, в Харькове, по инициативе известного украинского общественного деятеля, этнографа, фольклориста, литературоведа и ученого Николая Сумцова был основан Музей Слободской Украины.
К основанию музея также присоединились, а затем стали сотрудниками, украинский историк, философ, один из основателей Украинской академии наук Дмитрий Багалей; историк-востоковед, украинист Андрей Ковалевский; исследовательница украинского народа Раиса Данковского.
В 1922 году, к 200-летию со дня рождения Григория Сковороды, музею было присвоено его имя.
В начале 1930-х годов Музей Слободской Украины был переименован в исторический.
В уже в начале 1940-х Харьковский исторический музей стал одним из крупнейших в Украине, в то время его собрание насчитывало более 100 тыс.
Во время Второй мировой войны коллекция музея понесла потери: при эвакуации и освобождении Харькова она была почти полностью уничтожена.
После войны музей восстановили и пополнили новыми экспонатами.
Современный Харьковский исторический музей имеет 4 отдела.
Кроме археологических памятников, музей содержит экспонаты по истории основания Харькова, нумизматики, этнографические собрания, коллекции оружия, флагов.
В 2015 году Харьковскому историческому музею присвоено имя его основателя Николая Сумцова.
События дня:.
21 января 1919 года, в городе Хуст, на Закарпатском всенародном собрании было принято решение о воссоединении Закарпатья с Большой Украиной.
Уже на следующий день, 22 января 1919 года, на Софийской площади в Киеве, во время объявления Акта Соединения, представители ЗУНР говорили и от имени Закарпатья: «Отныне на всех землях Украины, разделенных веками - Галиции, Буковине, Закарпатской Руси и Приднепровской Украине - будет одна, большая Украина».
Как известно, после распада Австро-Венгерской империи, в конце октября 1918 года, Закарпатье вошло в состав Венгрии, как одной из наследниц Австро-Венгерской империи.
Однако, вопрос о государственной принадлежности и статусе края среди закарпатцев стал одним из главнейших того времени.
В конце декабря 1918 года правительство Венгерской Народной Республики издало закон «О национальной автономии русинов, проживающих в Венгрии».
В состав автономии вошли комитаты Марморош, Угоча, Берег и Уг, ее центром было определено Мукачево.
Однако, провозглашенная автономия края не нашла поддержки у населения.
21 января 1919 года Русская народная рада созвала на общий конгресс «всех русинов, живущих в Венгрии», чтобы решить вопрос территориальной принадлежности Русской Страны.
В тот день в Хуст из 175 сел и городков прибыло 420 делегатов.
В целом вместе с гостями на съезде было около 1200 человек, то есть это был самый представительный из тогдашних закарпатских форумов.
Утром делегаты собрались на богослужение, освятили сине-желтый флаг, под которым и проходил съезд.
Главным решением этого собрания стала резолюция, в которой, в частности, говорилось, что съезд не признает закона об автономной Русской Стране в составе Венгрии и решает объединиться с Соборной Украиной, чтобы «новое государство при выполнении этого объединения учло отдельное положение венгерских Украинцев».
К сожалению, в тогдашней сложной международной ситуации реализовать решение съезда не удалось: по Сен-Жерменскому мирному договору 1919 года и Трианонскому договору 1920 года Закарпатье под названием Подкарпатская Русь вошло в состав Чехословакии.
21 января 1978 года украинский диссидент, политзаключенный Алексей Горняк совершил акт самосожжения возле могилы Шевченко на Чернечей горе в Каневе.
Таким образом, он протестовал против тотальной русификации, а также напоминал о 60-й годовщине провозглашения независимости Украины Центральной Радой (IV Универсал 22 января 1918 года).
За годы советской власти информация о самосожжения диссидента замалчивалась и только после обретения Украиной независимости правда о поступке Алексея Горняка была обнародована.
Перед тем как решиться на крайний шаг, Горняк писал в письме к жене: «Я шел простой дорогой, тернистой.
Не уклонился, не ошибся.
Мой протест - это сама правда, а не московская ложь от начала до конца.
Мой протест - это переживания, пытки украинской нации.
Мой протест - то прометеизм, то бунт против насилия и порабощения.
Мой протест - то слова Шевченко, а я его только ученик и воспитанник».
В 2007 году Алексею Горняку присвоили звание Герой Украины.
Юбилеи дня:.
141 год со дня рождения Владимира Синклера (1879-1946), украинского военного деятеля, генерал-майора, начальника Генштаба Армии УНР.
По происхождению швед.
Высокообразованный офицер (окончил академию Генерального штаба царской России) он при всех режимах - Центральной Раде, Гетманщине и Директории - оставался на высоких должностях в генеральных штабах, занимался организацией украинской армии, планированием крупных военных операций, обучением кадров.
В 1919-м возглавлял штаб Приднепровской армии, а в 1920-м - Украинскую военную делегацию на переговорах с Польшей, в результате которых была подписана украинско-польская военная конвенция.
После того, как УНР потерпела поражение, вместе с отрядами Симона Петлюры отошел на территорию Польши; был начальником штаба и членом Высшего Военного Совета УНР.
Ему предлагали высокие должности в Войске Польском, но он отказался.
С 1924 года (после того как украинские военные лагеря в Польше были распущены) и до конца жизни был служащим на железной дороге - обычным кондуктором.
После прихода советских войск был арестован СМЕРШем (вместе с известным украинским общественным деятелем, ученым Иваном Фещенко-Чоповским) и интернирован в Киев.
Погиб в Лукьяновской тюрьме в 1946 году.
В анкетах в графе «национальность» Владимир Синклер всегда называл себя украинцем.
115 лет со дня рождения Кристиана Диора (1905-1957), французского модельера.
Созданный Диором стиль просуществовал всего 10 лет, но вклад модельера в развитие мировой (и, прежде всего, французской) моды - огромный.
Именно Диор восстановил статус Парижа как столицы мировой моды.
Он создал новый образ женщины, «воспитал» Пьера Кардена и Сен-Лорана и заложил основы развития прет-а-порте, открыв дома моды в США и Южной Америке.
Введенная им бизнес-стратегия через 10 лет сделала его фигурой мирового масштаба и брендом роскоши.
Модельером Кристиан Диор стал почти случайно.
Мечтал о карьере дипломата, но вместо этого открыл в 1928 году художественную галерею.
Общался и сотрудничал с Кокто, Жоржем Браком, Дали, де Кирико, Пикассо.
Впрочем, кризис 30-х годов, поставил семью Диора на грань банкротства, заставил его закрыть галерею и зарабатывать на жизнь разработкой моделей шляпок и платьев для модных журналов и домов моды.
С 1941 года он работал (вместе с Пьером Бальменом) для известного модельного дома Lucien Lelong, а после войны, в 1946 году открыл собственный дом моды.
Уже в первой коллекции показал новый силуэт одежды - New Look: платья в форме песочных часов с тонкой талией, обнаженными плечами и длинной пышной юбкой-колоколом.
После военного лихолетья с его строгостью (порой откровенным уродством), невыразительностью и тяжестью во всем, диоровские женщины были похожи на хрупкие нежные цветы.
«Я создал цветочных женщин», - не без гордости констатировал модельер.
Цветы были его слабостью.
Он был страстным цветоводом, а его родовое гнездо в Гранвиле на берегу Ла-Манша утопало в цветах (убедиться в этом можно и сейчас: в доме где родился и вырос всемирно известный модельер открыт музей; лето - лучшее время для посещения).
Диоровские духи тоже имели ярко выраженный цветочный аромат.
«Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставила целый шлейф желаний.
Парфюм - необходимое дополнение женской личности, завершающий аккорд для платья », - любил повторять Диор.
79 лет со дня рождения Пласидо Доминго (1941), известного испанского певца (тенор), оперного дирижера.
Пласидо Доминго называют «королем оперы», «человеком эпохи Возрождения в музыке» и «самым большим оперным артистом современности».
За свою более чем полувековую карьеру он вышел на сцену около 4 тысяч раз в 145 партиях - ни один оперный певец в истории не исполнял такого количества партий.
Пласидо Доминго родился в Мадриде в семье звезд сарсуэлы (испанского музыкально-драматического жанра, близкого к оперетте), в возрасте восьми лет вместе с родителями переехал в Мексику.
Учился в Национальной мексиканской музыкальной консерватории, где учился дирижированию и фортепиано, но когда обнаружился его вокальный талант, он также начал посещать и уроки вокала.
В восемнадцать лет певец дебютировал на сцене в роли Борса в опере «Риголетто» в Мексиканском национальном оперном театре, а его первое выступление в качестве ведущего тенора - в опере «Травиата» - состоялось два года спустя в городе Монтеррей.
Мировая слава пришла к нему во второй половине 1960-х годов.