Дмитрий Гуцал, CEO онлайн-сервиса для автомобилистов Autobooking.
com в колонке для AIN.
UA рассказал как найти, вовлечь и, что немаловажно, удержать команду для стартапа.
Дмитрий Гуцал.
Успех стартапа — это вовлеченная команда.
Как найти и вовлечь эту команду? Что сделать для того, чтобы команда «жила проектом», как и вы сами? Наш стартап уже не маленький, ему в 2020 году 5 лет.
Начинали мы с трех человек, где проджект-менеджер был и маркетологом, и программистом.
Теперь нас 20, но до сих пор никто не называет работу «своей» или «чужой».
Взаимовыручка и взаимоподдержка — наши главные рычаги выхода из сложных ситуаций.
Команда — это мотивация, генерация идей и поддержка.
На своем примере расскажу, как собрать команду для стартапа и, что немаловажно, удержать ее и вдохновить.
Первый этап – собеседование.
Начнем с правила Цукерберга при приеме на работу: «Был бы я сам счастлив, работая на этого человека?».
Мы его немного изменили: «Стану ли я лучше, работая на этого человека?».
Мы искали людей, которые понимают, что стартап — это возможности для роста, свобода действий и режим мгновенных изменений.
стартап люди приходят либо ради вашей.
big idea, либо же ради вас.
Будете вы.
онлайн-сервисом для автомобилистов или.
будете продавать умные тапочки для.
дома, люди захотят быть именно в вашей.
команде, если вы будете лидером, примером.
и советчиком.
предприниматели хотят к себе в команду.
человека, для которого процесс создания.
нового будет стоять на первом месте.
Преданность проекту будет стоять перед.
финансовой выгодой.
И да, такие люди.
существуют, их легко распознать на.
Как именно? Они заранее нашли вас и вашу компанию в соцсетях, пересмотрели все интервью, рассказывают эмоционально, цитируют изречения вашей команды, приветливы с офис-менеджером.
Также многое можно узнать о человеке, если вы вдруг немного задержались на интервью.
Приветлив и радушен с окружающими – ваш вариант.
Уставился в телефон, молчит и не общается с людьми вокруг, может ждать вас без единого вопроса 40 минут — человек явно не дорожит своим временем, а после — не будет дорожить и вашим.
Обращайте внимание на занятых людей.
Дети, питомцы, хобби — такие сотрудники будут выполнять свою работу в срок и спешить домой.
людей не по навыкам, а по ценностям.
Каждый день вы будете с ними коммуницировать.
больше, чем дома с родными.
внутри коллектива очень важна.
токсичных сотрудников, которые настраивают.
коллектив на то, как все плохо.
Их обычно.
легко определить еще на собеседовании.
Они рассказывают об опыте прошлой работы.
в полном негативе, да и вы своими ответами.
никак не можете угодить им в процессе.
Возраст сотрудников.
Дорогу поколению Y.
Они любознательны, жаждут новых знаний, осваивают новые методики, занимаются творчеством.
Нашему маркетологу всего 21 год, она в первый же день запустила десяток рекламных кампаний.
На собеседованиях такие люди задают много вопросов.
Вопросы продолжаются и во время рабочих встреч — так мы продолжаем генерировать новые идеи и возможности для проекта.
Если на собеседовании у вашего будущего сотрудника не возникло вопросов — то либо вы божественный оратор, либо он ни фразы не понял из того, что вы сказали.
Старайтесь опыт интервью перенести в ваше потенциальное сотрудничество: человек, который боится задавать вопросы (чтобы не выглядеть глупым), будет выполнять задачи, но потом переделывать, а после еще раз переделывать.
И в начале каждой итерации ему будет «все понятно!».
Дорогу поколению Х.
У них есть опыт, они не так легко поддаются авантюрам, но легко смогут заземлить креативную молодежь и направить ее на верный путь.
У них есть опыт, который захотят перенять и будущие менее опытные сотрудники.
Они смогут поделиться своим опытом и помочь «новичкам» в период адаптации.
Так наш проджект-менеджер, он же HR и вдохновитель, искал к себе в команду программистов.
На собеседованиях не приукрашивал реальность, был честным, говоря как о сильных сторонах проекта, так и о слабых местах.
Было четкое представление о том, с кем работать будет комфортно и легко.
Из слов нашего нового программиста: «Я выбрал Autobooking.
com, потому что вы не стали дифирамбы петь, что вы самые лучшие.
А описали пул задач, объяснили, над чем предстоит трудиться, — это круто, это меня и увлекло».
Опыт сотрудников.
Мы придерживаемся еще одного правила — learning-by-doing — обучение на практике.
Не стоит гнаться за человеком с многовековым опытом и послужным списком.
Такие сотрудники, как показывает практика, привыкли работать по своей схеме и своим правилам.
В стартапе же каждый день вас ожидает новый поворот и виток.
Вам нужна свежая кровь, которая добавит красок и поделится новым взглядом на старые вещи.
Если у вашего кандидата недостаточно опыта в вашей сфере, либо же недостаточно опыта на позиции, но он позитивен, коммуникабелен, сражает своей улыбкой наповал; даже если просто ваше внутреннее чутье подсказывает вам, что он еще себя покажет — берите его!.
Всему можно обучить в процессе работы.
Так у половины нашей команды нет автомобилей, но спустя полгода работы они точно знают, где в машине искать форсунки, что это и для чего они нужны.
Близко или далеко.
относитесь к набору сотрудников для.
работы удаленно и на аутсорсе.
Так два.
дня в неделю каждый из команды может.
работать из удобного ему места и два.
человека работают с нами из других.
городов (даже стран!) на постоянной.
В таком случае вам помогут.
чем задуматься о наборе большой команды,.
опробуйте свою работу сами, возможно,.
вы сможете справиться только своими.
силами, либо же с командой всего в 3.
Теперь о рабочих буднях.
Здесь уже не важно стартап у вас или взрослый успешный бизнес — ваша команда должна чувствовать себя комфортно.
Позаботьтесь об удобном офисе, где сотрудники смогут вдохновляться, общаться, креативить и отдыхать, перезагружаться.
Так за все существование Autobooking.
com мы переезжали только два раза.
Хорошо чувствуем себя в коворкинге с безлимитным кофе, игровой комнатой и местами, где можно словить вдохновение, побыть наедине со своими идеями.
Вот вы нашли идейную команду, собрали ее в удобном для всех месте.
Как заставить людей отдавать все силы работе? Никак.
Насильно вы не сможете добиться генерации идей и плодотворной долгой работы.
Здесь уже мало быть предпринимателем и CEO.
Вы должны быть психологом для своей команды, бодрить и приободрять ее в трудные моменты.
Чем меньше людей в команде — тем проще обратить внимание на изменение настроения каждого.
Следует периодически интересоваться (искренне!), чем живут и чем дышат ваши коллеги.
Да, soft skills обязательны и для владельцев бизнеса!.
Слушать и слышать.
Так в нашей команде каждый отвечает за отдельный проект, является его руководителем.
Мы выбрали для себя горизонтальную систему управления, здесь все равны, все одинаково значимы.
Учить и заставлять собой гордиться.
Мы празднуем и маленькие, и большие победы.
В жизни стартапа их не так уж и мало.
Они вдохновляют нас и заставляют двигаться вперед.
Также мы оплачиваем 50% обучения на внешних курсах/тренингах.
Если ваши сотрудники сами стремятся стать лучше, хотят совершенствоваться и учиться новому вы обязаны этому способствовать.
Понять и принять, что люди и атмосфера в команде важнее, чем инструменты и механика.
Мы проводим внутренние тренинги по личностному росту и повышению профессиональных навыков.
Автор: Дмитрий Гуцал, CEO Autobooking.