1 марта - Прощеное воскресенье, последний день Масленицы
1 марта - Прощеное воскресенье, последний день Масленицы

1 марта - Прощеное воскресенье, последний день Масленицы

1 марта, воскресенье,- последний день Масленицы, который называется «Прощеным воскресеньем».

Издревле в этот день все просят друг у друга прощения за обиды.

Раньше в этот день ходили просить отпущения грехов у священников, а затем шли на кладбище.

На могилы родных приносили блины, поклонялись их праху.

Это день очищения пред постом.

Все ходят друг к другу и просят прощенья: "Прости меня грешного, если виноват" — "И ты меня прости" — "Бог простит".

Все это сопровождается поклонами и поцелуями.

Суть этого обычая – перед строгими днями Великого поста очистить душу, повиниться, как сказал Господь: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф.

6, 14-15).

Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь.

С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени.

Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку.

С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.

Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом.

В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.

Это первый шаг на пути к Великому посту, поэтому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов.

Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Поэтому этот день известен как Прощеное воскресенье.

Изгнание праотцев наших из рая за непослушание и невоздержание, утрата ими невинного блаженного состояния достойно слез и покаяния.

Бедствие, в которое низвергло человечество страсть себялюбия и плотоугодия внушает: как важны в деле благочестия и спасения пост и прочие дела самоотвержения, и как опасны чувственные греховные удовольствия.

Пост, по словам Евангелия, произносимым Церковью, есть время, удобнейшее для стяжания духовных сокровищ подобно тому, как бывает иногда особенно удобное время для собирания и приращения временных благ — есть истинный день для делания благих дел.

Сообразно со словами Евангелия, читаемыми в последний день пред Великим постом, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники Египетские собирались в последний день Сырной недели для совокупной молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, расходились, по окончании вечерни, по дебрям и пустыням для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы: врата обители заключались до недели Ваий, в которую пустынно-подвижники обыкновенно возвращались в монастырь.

И ныне благочестивые сыны православной церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обыкновению, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга в продолжение Сырной седмицы.

А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, постановлено Церковью для верующих лобызать священные изображения Бога и святых.

Источник материала
loader