Ни дня без трупа на дороге.
Хотя, казалось бы, карантин, дороги полупусты, маршрутки не подрезают и число ДТП должно резко сократиться.
Оно и сократилось.
Правда, несильно.
Почему карантин не повлиял на уменьшение смертности на дорогах.
В прошлом марте в Украине произошло 11 471 аварий, а в этом 11 276.
А вот погибших стало больше: 209 жизней против 231.
Почему так происходит, журналисты "КП в Украине" обсудили с автомобильным экспертом, правозащитником Владимиром Караваевым.
Компетенция Кабмина.
За примерами далеко ходить не надо.
Буквально два дня назад на трассе у села Рогозов в Бориспольском районе Киевской области "Дэу Ланос" вылетел на встречку и столкнулся с внедорожником "Тойота Хилукс" и фурой DAF FX.
Водитель "Ланоса" погиб.
Или взять Ивано-Франковск.
Там пьяный водитель на "Ауди" с женщиной и ребенком в салоне влетел в дом.
От удара двигатель легковушки вырвало с мясом.
Женщина умерла в больнице.
Ребенок в реанимации в тяжелом состоянии.
А сам водитель жив-здоров.
А в день, когда Киев окутала песчаная буря, на подъезде к столице столкнулись 4 грузовика и 2 легковушки.
В морг отправились четыре человека.
Ну как, скажите, можно гнать, когда вокруг практически нулевая видимость?.
- Если не вникать в частности, а говорить глобально, то главная причина роста аварий и смертей состоит в том, что согласно закону вопросами организации безопасности дорожного движения у нас должен заниматься Кабинет министров.
Но на протяжении нескольких лет, включая нынешний, правительство вопросам безопасности на дорогах не уделяет никакого внимания, - говорит Владимир Караваев.
- В Кабмине считают, если построить качественные дороги, то это приведет к снижению смертности.
К сожалению, это не так.
Чем выше качество дорог, тем выше смертность, потому что увеличивается скорость движения.
Не учат в автошколе.
Также, по мнению правозащитника Владимира Караваева, следует упомянуть еще и такой фактор, как подготовка в автошколах.
В том числе один из шести разделов – основы безопасности дорожного движения.
- Это теоретический курс.
Хотя по факту он должен быть практическим.
Именно на нем надо учить и объяснять, как с увеличением скорости снижается угол зрения, что такое гидроудар, аквапланирование, как ведет себя машина во время заносов.
Частично это поясняют.
Но все зависит еще и от инструктора, ведь с него сильно этот пункт не требуют, - считает эксперт.
– Например, сегодня по программе на права категории Б на практику отводится 40 часов, а на теорию 100 часов.
В них входят и основы безопасности.
Время на основы безопасности нужно из теории забрать и передвинуть на практику.
Но чтобы изменить программу, нужно чтобы кто-то инициировал внесение этих изменений.
И это как раз обязанность Кабмина.
Часто это несет за собой печальные последствия.
Наркоманов за рулем больше, чем пьяных.
С Владимиром Караваевым можно поспорить.
Например, не Кабмин же заставляет людей напиваться до чертиков и садиться за руль? И именно власть, стремясь навести порядок на дороге, ужесточила штрафы для нетрезвых водителей.
Но на сей счет у автоэксперта своя точка зрения.
- Если сегодня вы остановите водителя на дороге и спросите, знает ли он, какие размеры штрафов за управление в нетрезвом виде, то в 99% случаев услышите в ответ: "Нет.
Не знаю".
Похожая картина со знаниями о штрафах за превышение скорости, за нарушение правил парковки.
В автошколах этого не поясняют.
Потому большинство водителей не знает, какой уровень ответственности на них возложен, - уверен Владимир Караваев.
- Вторая причина - отсутствие системного контроля.
В Украине его нет.
Полиция за кустами больше не прячется.
У водителя появилось четкое понимание, если он ничего не нарушает, то полиция его не остановит.
А значит, и выявить выпившего человека за рулем стало сложнее.
Хотя, по мнению эксперта, пьянство на дорогах не такая распространенная вещь, как состояние наркотического опьянения.
- В Украине еще два года назад было полтора миллиона официально зарегистрированных наркоманов.
Наркотики - удовольствие недешевое.
Потому можно предположить, что как минимум 10% из этих людей имеют авто и ежедневно садятся за руль.
А реальных экспресс-тестов на наличие наркотиков, которые помогают полицейскому выявить такого человека, у нас нет.
И самое главное, с момента существования полиции никто ни разу не поднимал вопрос о закупках таких тестов.
Хотя стоят они относительно дешево, - говорит наш собеседник.
- Поэтому могу смело утверждать: водителей в состоянии наркотического опьянения у нас в разы больше, чем алкогольного.
Тем более что внешне наркотическое опьянение выявить сложнее.
Никакого запаха нет.
Можно понять разве что по зрачкам.
Но если человек надел солнцезащитные очки, то ни один закон не обязывает его эти очки снимать.