/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F37cd5e9fe0540f1bd84d2a0d4ebd902e.jpg)
Персоны в автомобильном бизнесе: Мате Римак, Rimac Automobili
Его часто называют «вторым Илоном Маском», однако Мате Римак при рассказе о себе вспоминает другого «гения электричества» – Никола Теслу.
И очень гордится, что живет в тех же местах, где обитал Тесла: современная Хорватия.
А еще гордится тем, что ему удалось создать настоящий электрический гиперкар, воплощение своей юнешеской мечты, и одну из наиболее передовых компаний в мире электромобилей.
Спустя десятилетие, кажется, что все было просто.
Но это не так.
Кто такой Мате Римак?.
Основатель компании Rimac Automobili: производителя электрических гиперкаров из Хорватии.
История компании Rimac Automobili – это история Мате Римака.
Но история Мате Римака – это больше, чем история Rimac Automobili.
Началом можно считать 2006 год, когда Мате Римак (или Мате Римац, Mate Rimac) придумал перчатку-клавиатуру для управления компьютером – это было лишь одно из нескольких его изобретений.
Но, пожалуй, самое известное на тот момент: перчатка-изобретение подарила ему не только определенную долю славы, но и уверенность в своих силах.
А дальше начались юношеские увлечения и любительские гонки, для которых в 2006 был куплен первый автомобиль – BMW 3-серии Е30.
Пару гонок на пределе да молодежный задор привел к фатальным последствиям: взорвался мотор.
Тогда Мате Римак принял решение не ремонтировать автомобиль, а переделывать его в электромобиль – таким образом, совместив сразу несколько своих увлечений: жажду к гонкам, интерес к электрокарам, страсть к инновациям.
Вместе с друзьями он прямо в гараже превращал свой автомобиль в электромобиль.
При отсутствии какого-либо финансирования кроме собственных денег, постройка достойного электрокара заняла не один год.
Если изначально (примерно в 2007-2008 гг.) электрокар с громким названием Rimac e-M3 Green Monster проигрывал всем и вся, то уже в 2010-2011 гг.
он начинает побеждать в соревнованиях по драг-рейсингу.
И даже больше: электромобиль Rimac e-M3 Green Monster установил мировой рекорд по времени прохождения дистанции в четверть мили.
Но главная суть даже не в рекордах, а в том, что работа над Rimac e-M3 Green Monster привела к мысли и желанию создать свой оригинальный электрокар.
Именно тот, который мы сегодня знаем как Rimac Concept_One.
А собирать его должна собственная компания Rimac Automobili, основанная в 2009 году.
Да, именно так: в основе компании Rimac Automobili лежали юношеские мечты, сломанный автомобиль, друзья и гараж – все ровно так, как начинали многие известные компании 100 лет назад.
Вкратце: Мате Римак родился 12 февраля 1988 года в Ливно, (тогда – Босния и Герциговина, Югославия).
В 1991 году семья переехала в Германию; однако в 2002-м они вернулись в Загреб (сегодня – Хорватия).
История компании Rimac Automobili в целом началась с юношеской мечты Мате Римака о создании идеального, динамичного, быстрого электромобиля.
И привела его образованию компании, наработками которой заинтересовались даже представители Porsche (фото здесь и ряд других – Rimac Automobili).
Чего он достиг в прошлом?.
Красивая легенда гласит о том, что Rimac Automobili и Rimac Concept_One были созданы энтузиастом своего дела, электрокар дебютировал осенью 2011 года и сразу привлек к себе массу снимания.
Все так и было.
Но только с внешней стороны.
А внутри компании (в 2009-2010 гг.
– скорее «внутри компании друзей», чем «компании по производству») были только наброски на бумаге на тему будущего электрокара.
Общий знакомый свел Мате Римака с инвесторами из Абу-Даби, они заинтересовались эксклюзивным продуктом, запросили цену и сроки постройки электромобиля.
Как отмечает сам Мате Римак, тогда он по незнанию и наивности сказал сумму, которая казалась ему велика.
А оказалось, что она катастрофически занижена.
Да еще и сроки: переговоры проходили в начале 2011 года, временем дебюта первого электромобиля Rimac Concept_One назначили Автосалон во Франкфурте осенью 2011-го….
Первый электромобиль был построен в срок и таки отпраздновал свой дебют во Франкфурте.
Но за ним стояло пять месяцев производственного ада: никто из известных поставщиков не хотел делать штучные детали (ручки и фары, детали шасси, пр.), приходилось практически все создавать самостоятельно «на коленке».
В последний месяц перед дебютом электромобиля у Мате Римака банально закончились деньги, был риск элементарного отключения электроэнергии для его компании.
Порой приходилось ночевать на полу в сборочном цехе – да просто потому, что не успевали.
Вместе с тем, Мате Римак продумывал каждый ключевой элемент своего электромобиля и находил лучшие решения – тяговые аккумуляторы, электромоторы, силовые и управляющие блоки.
В итоге электромобиль Rimac Concept_One был готов в срок, инвесторы из Абу-Даби были довольны и… предложили переехать в Эмираты – это оказалось их новое условия для финансирования компании.
Как признается Мате Римак, возможно тогда он сказал самое важное слово «нет» в своей жизни.
Это слово «нет» стало началом очередных проблем для компании, но также стало началом и очередного витка развития: компания Rimac Automobili отныне была больше ориентирована не столько на производство готового электрического гиперкара, сколько на разработку и производство высокотехнологичных решения для электромобилей.
Благо, определенные наработки и популярность уже были – спасибо Rimac Concept_One.
Вообще-то первым электромобилем Мате Римака стал Rimac e—M3 на базе BMW (который, к слову использовался еще несколько лет для тестов различных систем и разработок).
А вот первым электромобилем компании Rimac Automobili стал Rimac Concept_One.
Главное, что получил Мате Римак от этих двух электрокаров – это наработки, идеи, мысли для будущего развития.
Что, в итоге, позволило переориентировать компанию Rimac Automobili с производства готовых электромобилей в разработчика компонентов для электромобилей.
И чего ждать от него в будущем?.
После 2011 года у Мате Римака и его компании была популярность, но особо не было денег – как он сам вспоминает: «порой в начале одного месяца у меня не было достаточного запаса денег на зарплату своим работникам в конце этого же месяца».
Да и других проблем хватало.
Помните историю о том, как Ричард Хаммонд разбил электрокар Rimac? Кто-то скажет: ха, отличная реклама! Но только не для маленькой компании, которая выпускает штучные электромобили ценой в миллион евро.
Мате Римак признается – тогда один вечерний телефонный звонок обрисовал три недели проблем.
Выплатит ли страховая компания деньги? Что с будущими контрактами? Ведь «на носу» была договоренность о сотрудничестве с крупным китайским производителем аккумуляторов.
Разбирательство ситуации потребовало подготовки 29-страничного отчета, из которого можно узнать, что инцидент произошел на скорости 210 км/ч и это был последний проезд электрокара – вот уже свезло….
Однако все осталось в прошлом.
Сегодня Мате Римак делает ставку на инжиниринг, разработки, технологии для других производителей автомобилей или электромобилей.
И имеет в этом успех.
Компания Rimac Automobili предлагает полный цикл услуг: от первоначальной компьютерной разработки – до изготовления отдельных компонентов или даже готового прототипа электромобиля.
Среди заказчиков Rimac Automobili числятся как производители штучных эксклюзивных автомобилей (Mc.
Laren, Koenigsegg), так и довольно крупные компании (Porsche, которая выкупила часть акций Rimac Automobili, да и другие бренды Группы Volkswagen в целом).
Мате Римак отмечает, что сегодня 90% деятельности его компании сосредоточены на разработках для сторонних заказчиков и лишь 10% – для себя.
Но эти 10% приводят к появлению таких электрических гиперкаров, как Rimac C_Two: одновременно и «лицо компании», и «витрина технологий», и «тестовый полигон» для инноваций.
Самое современное творение Rimac Automobili – электрокар Rimac C_Two, который служит примером сразу нескольких ключевых направлений работы компании: электромоторы и привод, тяговые аккумуляторы, силовая электроника и управление, проработка аэродинамики.
Кстати, Мате Римак справедливо отмечает, что главная проблема электромобилей – это аккумуляторы.
По его словам, эффективность современных электромоторов по соотношению «мощность/масса» уже достигает показателей форсированных двигателей гоночных автомобилей Formula-1.
При этом электромоторы обеспечивают максимальный крутящий момент с первого оборота, просты в контроле и управлении, довольно компактны.
Поэтому окончательная победа электромобилей и электрифицированных автомобилей зависит только от темпов развития аккумуляторов.
И можно быть уверенным, что Rimac Automobili обязательно будет в числе передовых разработчиков.
Вообще, история Rimac Automobili и Мате Римака – это вдохновляющая история про силу и веру.
Компания, которая была создана в гараже «на коленке», в далеко не самой автомобильной стране Хорватии, без поддержки огромных корпораций, а просто как мечта одного человека и его друзей.
Мате Римак своим примером доказывает, что мечту можно превратить в реальность – для этого достаточно иметь светлую голову на плечах и работать, не покладая рук.
(Открывается в новом окне).

