Сочетание онлайн- и офлайн-обучения, которое обсуждается как возможный вариант на время карантина, может стать оптимальным для высших учебных заведений и после эпидемии коронавируса.
Такое мнение высказал в интервью Укринформу ректор Таврического национального университета Владимир Казарин.
«Разговоры о том, что дистанционка все вытеснит, - конъюнктурны и ошибочны.
Этого никогда не будет.
Также ошибаются те, кто говорит, что дистанционка - это временно, а затем вернется на сто процентов традиционное преподавание, с глазу на глаз.
Это тоже неправильная позиция.
Мы, те, кто работает в вузах, - это уже осознали», - сказал Казарин.
Он добавил, что дистанционная система в высшем образовании была всегда.
Это, в частности, и индивидуальные планы для наиболее успешных студентов, которые сами учились и приходили только сдавать зачеты и экзамены.
«Я думаю, что, возможно, процентов на 45-55 образование будет осуществляться дистанционно.
Потому что, например, если человек изучает физику, то такие предметы, как психология, культурология или история он может освоить, слушая в записях блестящих лекторов.
Для них это важно, в любом случае от этого нельзя отказаться, но это вспомогательное в профессиональном смысле образование.
А вот сама по себе физика, или химия, или филология, или, например, для музыканта владение инструментом - этому дистанционно научить нельзя.
Здесь рядом должен быть преподаватель, из этого вырастает понятие учитель и научная школа», - подчеркнул Казарин.
Он также отметил, что COVID не вечен, и у студентов будет возможность обучения в аудитории.
«Другое дело, что в университете будущего, наверное, дня два в неделю будут лекционные занятия, а остальные - практика, семинары, и тоже не в старом смысле.
Они будут профильными - в производственных цехах, библиотеках, исследовательских институтах, словом, там, где тебе предстоит работать.
Этого требует так называемое дуальное образование», - убежден ректор ТНУ.
По его словам, важную часть составит самообразование, ведь знания меняются каждые 10-12 лет, порой коренным образом, и необходимо их заново осваивать.
«Это не просто лозунг, мы действительно будем учиться всю жизнь, каждые два-три-четыре года повышая и изменяя свою квалификацию.
COVID не только легализовал дистанционку, но и запустил мировой брейнсторминг в развитии системы образования», - подчеркнул Казарин.