В Херсоне в выставочном зале областной организации Нацсоюза художников работает выставка современного искусства «Херарт».
«Здесь представлены проекты и работы более 20 художников.
Это не только картины, это и видеоарт, и акционизм, и разнообразные музейные проекты.
Кроме интересной идеи и исполнения должна быть ирония над жизнью, над идеей.
Постоянно идет общение с художниками, идет выборка, у кого работа «выстрелила», у кого-то проект, кто-то просто гений, как Стас Волязловский или Полина Райко», - рассказал один из кураторов выставки Семен Храмцов.
Выставку организовали благодаря усилиям частного Музея современного искусство Херсона (МСМХ), областного благотворительного фонда имени Полины Райко, музейных волонтеров и сторонников херарта.
Предыдущая выставка «Херарта» состоялась в 2013 году и вызвала бурную реакцию - ведь некоторые работы художников рассчитаны на возраст «18+» и являются эпатажными, их называли даже вульгарными.
Как отмечают кураторы выставки, «Херарт» – это культурное явление, которое начало формироваться в Херсоне в 2002 году и продолжает активно развиваться.
К нему присоединились не только херсонские художники, но и художники из других городов Украины.
Среди работ художников из других регионов, например, «легкомысленный» проект «Тапочки» серьезного николаевского художника Виктора Покиданца, или работа, что является продуманным трешем - исчерканые заявления авторства киевского художника Алексея Сая.
Собственно на выставке, по словам Храмцова, представлена лишь небольшая часть работ художников этого культурного течения.
Нашла свое место на выставке и работа народной художницы Полины Райко, которая рисовала наив на стенах, потолке, дверях собственного дома, на заборе во дворе.
Именно картину, написанную на заборе, и спас в свое время владелец херсонского частного Музея современного искусства Вячеслав Машницкий, ибо наследник художницы решил бросить в костер этот кусок старого забора с рисунком на нем.
В соседнем зале работы художников-наивистов Александра Жуковского и Александра Печорского - пять картин, объединенных одной идеей.
Они сделаны на деревянных ящиках, и зрителю могут показаться иконами.
Однако это работы, в которых художники воплотили различные детские страхи.
Представлены на выставке и работы одного из самых известных и «дорогих» современных херсонских художников Стаса Волязловского, который трагически ушел из жизни в возрасте 46 лет два года назад.
«Ирония – это как техника, стиль, так можно сказать.
Однако вещи, которые здесь представлены, – очень серьезные, глубинные.
Тем более, выставка проходит в условиях карантина со всеми метаморфозами в социальных явлениях, движениях.
Здесь нет шаблона.
Одни зрители заходят и сразу выходят.
Другие, когда подходишь как экскурсовод и предлагаешь что-то объяснить, говорят: нет, все понятно.
Этой выставкой выстраивается мнение зрителей: да или нет», - рассказал куратор выставки Вячеслав Машницкий.
В этом явлении нет разделения между зрителем и художественной работой, они взаимодействуют, говорит она.
«Каждый зритель попадает в мир херарта, начинает с ним взаимодействовать, потому что вещи иногда настолько провокационные, что никакой не может быть полосы, что разделяет, а возникает у зрителя желание понять, а что здесь на самом деле происходит», - говорит арткритик.