Карантинные меры, введенные в Украине для предотвращения коронавируса, поставили украинский бизнес в условия, когда нужно перестраиваться в другой формат работы, чтобы сохранить прибыльность и не пришлось сокращать персонал. Корреспондент ГолосUA выяснял, с какими вызовами пришлось столкнуться предпринимателям, руководителям предприятий, и как бизнесу удержаться на плаву во время адаптивного карантина.
Реальную дату завершения пандемии коронавируса в Украине и в мире назвать пока что никто может. Значит, предпринимателям придется функционировать в сложных условиях долгосрочной неизвестности.
Экономика без денег
Эксперты отмечают, что украинские предприниматели с началом карантина в 2020 году словно бы оказались под двойным прессом обстоятельств. Во-первых, с 2016 года, когда во главе НБУ была В.Гонтарева, финансовая и банковская системы подверглись изменениям, которые сильно ослабили украинскую экономику. Во-вторых, покупательская способность украинцев все эти годы снижалась, то есть бизнес терял платежеспособных клиентов.
«В 2016 году, после того, как, не справившись с экономическими вызовами и кризисными явлениями, команда главы Нацбанка В.Гонтаревой «уронила» курс гривны в три раза: с 10 грн за доллар к 30 грн за доллар. Это было сделано, чтобы скрыть свои промахи и последствия своих действий в денежно-кредитной политике, то есть руководством Национального банка было принято самостоятельное решение трактовать эти же нормы Конституции иначе. С 2016 года НБУ перешел на так называемый «режим инфляционного таргетирования», который подразумевает удерживание уровня инфляции на минимальном, планируемом уровне (таргет – цель, таргетирование – достижение установленной цели).
Что в результате произошло и почему продолжение «режима инфляционного таргетирования» в наших условиях – зло? Если представить экономику как живой человеческий организм, то функцию крови, циркулирующей по организму, обеспечивающей питание всех его клеток, в экономике выполняют деньги. С одной стороны, в погоне за низкой инфляцией, НБУ просто откачал всю «кровь» (деньги) из экономики, через ужесточение правил кредитования для банков путем установления непомерных требований к резервированию и капитализации банков. С другой стороны, чтобы поддержать доходность банков, замкнул их деятельность вместо кредитования реального сектора экономики на кредитовании бюджета, через скупку банками ОГВЗ с высокой доходностью, и выпуск своих депозитных сертификатов для банков также с завышенной ставкой доходности. В результате банковская система оказалась на самоизоляции, а экономика оказалась обескровленной. Да, это привело к очень низкой инфляции, которая по факту оказалась неожиданно для самого НБУ даже значительно ниже прогнозируемого им коридора в 5% годовых. Но произошло это за счет резкого спада деловой активности, спада экономики в целом.
Один из самых тревожных показателей, подтверждающих это, - падение уровня промышленного производства, продолжающееся в Украине уже несколько кварталов подряд, задолго до возникновения эпидемии коронавируса. Сокращение и примитивизация промышленного производства приобрели такие масштабы, что в мае текущего года вызвали необходимость снижения производства энергогенерирующих компаний», - сообщила в комментарии ГолосUA экономист Оксана Чепижко.
И на этот фактор нужно обратить внимание владельцам бизнеса. Потому что при «обескровленной» экономике у украинцев основная часть средств уходит на оплату продуктов питания и коммунальные услуги, а не те покупки, которые они делали раньше, говорит экономист.
«Секрет неожиданно низкой даже для самого НБУ инфляции объясняется банальным отсутствием спроса, как со стороны населения на товары массового спроса (основная часть доходов уходит на коммуналку и еду), так и со стороны промышленных потребителей, сокращающих собственное производство. Мы просто убиваем свою экономику в погоне за достижением ложной цели: достижением ценовой стабильности любой ценой», - сказала экономист.
Некоторые частные предприниматели попытались бороться с обстоятельствами и перевести торговлю в онлайн-формат, сообщил основатель консалтинговой компании NAI Ukraine Виталий Бойко, пишет vesti.ua.
«В период карантина попробовал организовать свою онлайн-площадку практически каждый предприниматель», - говорит он. Но, «исходя из отчетов по рынкам разных стран, средний процент товарооборота, который (украинские) ретейлеры смогли восстановить путем перехода в онлайн, составил 30%».
Директор консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова считает, что украинские предприниматели еще в начале карантина, в марте 2020 года, морально приготовились к худшему сценарию событий. «Все понимают, что в ближайшие полгода ждать возвращения товарооборота на докризисный уровень не стоит. А соответственно, нужно продолжать сокращать расходы», - цитирует ее слова vesti.ua.
«Изменения в формате бизнеса из-за карантина уже происходят в украинских компаниях. В момент, когда в Украине начали действовать карантинные ограничения, в более выгодной позиции оказались те бизнес-структуры, которые внедряли цифровую трансформацию. И это не только в Украине, мы это видим во всем мире. Банки в течение последних 10 лет – и со стороны регулятора, и со стороны бизнес-процессов - вводили все больше цифровых процессов и уходили от бумажных технологий. Поэтому, как мне кажется, банкам в период карантина было намного проще изменить формат работы, чем бизнес-структурам из другой сферы. Карантин стал катализатором социализации и организации экономики, потому что основой «кровеносной системы» экономики являются финансовые организации.
Добавлю, что в 2019 году мы в «ПриватБанке» проводили подготовку к возможным негативным сценариям и тестировали удаленную работу сотрудников, и мы не знали, что в 2020 году будет карантин, а сотрудники должны будут оставаться дома. Но мы были к этому готовы. Поэтому нам потребовалась всего неделя, чтобы сотрудников перевести на удаленную работу. По сути, в «ПриватБанке» за последние 10 лет произошла диджитал-революция», - сообщил в комментарии ГолосUA член правления «ПриватБанка» по вопросам информационных технологий Андрей Гриценюк.
Запад нам поможет?
В то же время руководитель торгового предприятия Алексей Давиденко рассказал, почему в сфере торговли во время карантина украинские предприятия не смогли использовать все возможности по развитию экспорта.
«В разгар коронавируса, когда работы стало в разы меньше, чтобы не увольнять людей, - мы создали новый отдел по работе с мировыми маркет-плейсами. Для старта взяли два самых больших - Amazon и Ebay. А почему нет?! Кризис - это ведь лучшее время для старта чего-то нового. У нас 15 000 медицинских товаров, у нас много украинских брендов, у нас свои склады и своя логистика. Прошел месяц. А торговать мы так и не начали. В отделе 4 человека. Нет проблемы создать аккаунт.
Нет проблемы адаптировать контент и наполнить товаром. Нет проблемы разобраться в механизмах продвижения.
Но. В Украине ведь невозможно легально получить деньги от проданного товара. В XXI веке для украинских предпринимателей просто нет честной, легальной, а главное - адекватной схемы получения оплаты за проданный товар. Украинские фирмы не подтягивают. Украинские карточки не принимают. Украинские реквизиты не хотят рассматривать. Украинские платежные системы не авторизируют. PayPal для украинцев недоступен. Пионер временно не регистрирует. Остальные финансовые инструменты предлагают такие сложные схемы и такую космическую комиссию, что торговля перестаёт иметь всякий смысл», - написал Давиденко в Facebook.
И чтобы в этих условиях украинские торговые компании могли выжить, им нужно прибегать к схемам, они вынуждены это делать, пишет он: «Форумы и блоги пестрят советами как украинцам обойти систему: регистрируйте фирму в Польше, найдите друга в США, купите чужой аккаунт.
Чтобы украинскому человеку или бизнесу начать легально, а главное конкурентно торговать на ТОП-2 мировых маркет-плейсах, надо пройти семь кругов ада. Надо обмануть украинское и американское законодательство, надо врать, выкручиваться, искать схемы, тысячу раз списываться с поддержкой, придумывать механизмы. И это без какой-либо гарантии успеха. Помните. Власть обещала 500 000 быстрых рабочих мест. Так вот же они! Вместо того чтобы ехать в Оман, лучше бы Президент поехал в PayPal», - пишет Давиденко и предлагает Кабмину и Президенту заняться ранее обещанной организацией 500 тысяч рабочих мест в Украине.
Для этого, считает Давиденко, Украина должна начать официальный диалог с зарубежными торговыми площадками, и Президент может инициировать переговоры с онлайн-площадками Amazon, EBay, с PayPal, чтобы «миллионы украинцев могли спокойно торговать и зарабатывать по всему миру - легально и законно зачисляя себе на счёт деньги и платя налоги».
Масштаб проблемы
Карантин, считает экономист Алексей Кущ, приведет к развитию других форматов бизнеса, и если государство поможет предпринимателям, то в Украине увеличится количество новых предприятий.
«Единственная стратегия наших олигархов – это рост мировых цен на сырье. Сельскохозяйственное или горнорудное, не столь важно. Но эта стратегия обречена на перемалывание каждые 10-15 лет на сломе глобальных экономических циклов. А вместе с ними, обречены на перманентный «слом» и мы.
Но нужно заложить основы «антихрупкости» нашей экономики. Я предлагаю ввести «нулевую группу» предпринимателей – для семейного бизнеса с оборотом до 2 млн грн в год. Без регистрации, без налогов, без РРО, без официального трудоустройства (только добровольно), без проверок, без ведения обязательной документации, без отчетности. Примерно по такому пути когда-то шел Китай, создавая агломерации миллионов семейных бизнесов в своих мегаполисах, когда города и крупные компании в них обрастали огромным количеством контрагентов на микроуровне, как корабли – ракушками или акулы – рыбами-прилипалами. Именно в этом и заключена нынешняя антихрупкость Китая, который продолжает расти даже тогда, когда весь мир падает. Что такое антихрупкость в цифрах: малый и средний бизнес (МСБ) в Китае – это 65% патентов и 75% технических новаций, 80% новой продукции Поднебесной, 46% налоговых поступлений и более 60% экспорта страны.
Как была выращена подобная экономическая «антихрупкость»? Еще в начале нулевых в Китае приняли специальный закон о стимулировании развития МСБ. Три основных момента:
1. Государственный фонд финансовой поддержки МСБ. 2. Механизмы защиты законных доходов МСБ и инвестиций от посягательств государства и третьих лиц. 3. Пакет налоговых льгот субъектам МСБ, которые создают рабочие места для безработных и инвалидов. А в Киеве – это должен быть коммунальный фонд развития МСБ и городской центр трансферта инвестиций, инноваций, кредитования и субсидирования МСБ», - пишет экономист А.Кущ в Facebook.
Риск-менеджмент и автоматизация бизнеса
С 2020 года, чтобы сохранить бизнес, для продуктивной деятельности, как никогда, будет важно внедрять элементы риск-менеджмента и автоматизацию бизнеса, сообщил в комментарии ГолосUA специалист «ПриватБанка» по вопросам информационных технологий Андрей Гриценюк.
«Я бы порекомендовал всем компаниям, первое, быть готовыми к любым сценариям развития событий и инвестировать в автоматизацию внутренних бизнес-процессов. Мне кажется, что вопросы информационных технологий намного проще, чем организационные процессы по взаимодействию между людьми. Второе – это максимально переходить на безналичные расчеты. Третье – всегда иметь план В и понимать, что ты будешь делать, если ситуация изменится и все будет хуже, чем ты предполагал.
Добавлю, что если говорить о возможных сбоях в работе твоего бизнеса, то риск того, что что-то пойдет не так, не так уж зависит от того, насколько у тебя все автоматизировано. Ручные процессы тоже часто дают сбои. Не зря есть такое понятие, как бесперебойность бизнеса, BCP – business continuity plan, которое включает меры по обеспечению безостановочных бизнес-процессов и планы мероприятий, которые необходимо предпринять, если произойдет остановка. Также есть понятие Disaster Recovery - планов восстановления бизнеса после катастроф», - сказал он.
Комфорт клиентов и безналичные расчеты
Карантин часто требует организации удаленной работы сотрудников и увеличения комфорта клиентов. Решить эту проблему можно с помощью автоматизации бизнес-процессов и цифровой трансформации всего бизнеса, рассказал ГолосUA Андрей Гриценюк:
«Для цифровой трансформации бизнеса нужно учесть два аспекта. Первый – это внутренние процессы, второе – другой подход к организации работы с клиентами.
Банку 50-летней давности, где все бизнес-процессы были на бумаге, в условиях карантина будет сложно перестроиться на цифровой формат. Одновременно с этим нужно менять культуру сотрудников, культуру обращения клиентов с новыми приложениями, нужно менять способ мышления сотрудников и руководства.
Если бизнес-процесс построен так, что нужно физически общаться и передавать документы из одного отдела в другой, который находится за стенкой, или люди в силу сложившихся обстоятельств работают из дому, то это изменить очень сложно. Для успешной цифровой трансформации бизнеса нужно учесть вопросы автоматизации взаимодействия, вопросы защиты информации, вопросы бесперебойной деятельности. И здесь крайне важна готовность организации работать в любом распределенном режиме, чтобы бизнес-процессы продолжали функционировать в рамках бесперебойной деятельности».
Эксперт добавил, что второй аспект автоматизации процессов – это организация работы с клиентами. Он подразумевает то, что если бизнес инвестирует в расширение комфорта своих клиентов, то это со временем окупится: «Я ожидаю, что в Украине будет происходить перетекание расчетов из наличных в безналичные, в различном виде – заказ через интернет-магазины, например. И причина тому не только карантинные ограничения, но и изменение мировоззрения людей. К примеру, в «ПриватБанке» достаточно давно внедрили возможность снять с банкомата наличные, не прикасаясь к банкомату. Ты заходишь в «Приват24», нажимаешь кнопку «снятие наличных», выбираешь карту, вводишь сумму на телефоне, пин-код, потом камерой телефона наводишь на банкомат, где есть QR-код, и сразу же банкомат выдает нужную тебе сумму, если эта сумма есть на счете. И деньги можно взять, вообще не прикасаясь к банкомату. Это было не очень востребовано до карантина, а в новых условиях, мы, особо эту функцию не рекламируя, получили более 2% клиентов, которые пользуются сервисом», - привел он пример.
Другие цифровые услуги банков в период карантина также становятся востребованнее.
«Например, «ПриватБанк» несколько лет развивал возможности по оплате коммунальных платежей и делал это доступным в различных каналах – на терминалах, в киосках самообслуживания, в «Приват24», интернет-банкинг. Но многие «Приват24» не пользовались, продолжая оплачивать через кассу, а вот когда в стране ввели карантин, то люди вспомнили, что можно оплачивать через интернет. Как правило, платить через кассу приходили люди пожилого возраста. Наши сотрудники из контакт-центра им помогали понять, как эти технологии работают.
И я думаю, те, кто начал пользоваться цифровыми услугами, уже не вернутся для платежей в кассы: цифровые услуги стали удобными. По сути, в «ПриватБанке» за последние 10 лет произошла диджитал-революция. Например, через «Приват 24» в телефоне можно сделать р2р платеж, указать номер карты клиента и отправить ему деньги. А если надо отправить деньги за рубеж, то можно перечислить на номер карты или на номер счета и сделать свифт-платеж. При таких платежах не так важно, закрыты границы из-за карантина или открыты», - рассказал ГолосUA А.Гриценюк.