/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2Fea82e773ae6d644bc1c0308e1a11158a.jpg)
Рецензия на фильм «Тенет» / Tenet
Фраза «самый ожидаемый фильм года» в случае с «Тенетом» (Tenet) Кристофера Нолана стала зловещей.
Когда другие голливудские блокбастеры отступили под давлением пандемии, «Тенет» настойчиво планировал попасть в кинотеатры, назначая дату релиза, которая за лето поменялась несколько раз.
На этой неделе фантастический боевик таки добрался до больших экранов – в это до сих пор сложно поверить.
Кажется, чтобы до конца осознать счастливую реальность и весь масштаб задумки Нолана, придется сходить в кино еще раз, желательно в IMAX.
«Тенет» / Tenet.
Жанр боевик, триллер, фантастика.
Режиссер Кристофер Нолан.
В ролях Джон Дэвид Вашингтон (Протагонист), Роберт Паттинсон (Нил), Кеннет Брана (Андрей Сатор), Элизабет Дебики (Кэт Сатор), Димпл Кападия (Прийя), Клеманс Поэзи (Лаура), Химеш Патель (Махир), Аарон Тейлор-Джонсон (Айвз), Майкл Кейн (Майкл Кросби) и др.
Студии yncopy, Warner Bros.
Год выпуска 2020.
Сайты IMDb.
Название фильма можно перевести как «Довод», но лучше все же оставить оригинальный тайтл-палиндром.
Проще говоря, не стоит менять слово, которое читается одинаково во всех направлениях.
Именно с него начинает вырисовываться грандиозная задумка Кристофера Нолана, который намерен перевернуть структуру шпионского боевика.
Хотя, по правде говоря, шпионским фильм кажется только в нескольких сценах.
В остальном Нолан берет другой ракурс и, кажется, бросает вызов самому себе из прошлого, пытаясь доказать, что «Начало» и «Интерстеллар» это еще не предел его прекрасного кинематографического безумия.
Начинается «Тенет» со сцены в оперном театре Киева (ее снимали, увы, не у нас, а в заброшенном культурно-спортивном комплексе Таллина).
Там, во время концерта, проходит спецоперация, в ходе которой главный герой теряет контроль над ситуацией.
Поражение становится новым открытием – ему предлагают стать агентом секретной организации, который должен предотвратить гибель человечества.
Исполнить эту миссию можно только с помощью технологии инверсии времени, которую уже используют в будущем.
.
Протагонист в исполнении Джона Дэвида Вашингтона (сын актера Дензела Вашингтона, чей талант раскрылся в фильме «Черный клановец») растерян не меньше нашего.
На пути героя появляются люди, которые разъясняют ему детали дальнейших действий, предлагая ловить пули пистолетом.
О том, как это показать и объяснить с точки зрения науки, Кристофер Нолан консультировался с физиком Кипом Торном, который уже работал с режиссером над картиной «Интерстеллар».
Так что в «Тенете», как и ожидалось, сюжет не только запутан, но и от души приправлен терминами.
Интерес к фильму от этого не угасает, наоборот – появляется настойчивое желание сходить еще раз, чтобы, зная задумку, расслабиться и попытаться разглядеть побольше деталей.
.
Он не раскачивается ознакомительными сценами, а сразу же набрасывается потоком событий, которые несутся один за одним.
Буквально на первых минутах начинаются выстрелы, которые раздаются в такт саундтреку, что вызывает очень необычные ощущения.
К слову, музыка в фильме – это вообще чистый восторг.
Ее написал шведский композитор Людвиг Йоранссон (автор саундтрека к «Черной пантере» и сериалу «Мандалорец»).
Свою работу Йоранссон начал до того, как стартовали съемки, поэтому его мелодии идут в неразрывной связи с экшн-сценами, смонтированными в особом ритме.
Благодаря экспериментам со звучанием (эффект искажения гитары и даже запись тяжелого дыхания Нолана в микрофон) громкая музыка моментально формирует эмоциональный отклик на происходящее.
.
Говоря о восторге, конечно, стоит перейти к экшн-сценам «Тенета», в которых Нолан не на шутку разошелся.
Даже если общая фантастическая концепция кому-то покажется слишком мудреной, то происходящие в обратном порядке рукопашные схватки, большие погони и масштабные взрывы – это как минимум очень любопытно.
А чего только стоит крушение Boeing-747, которое съемочная команда воспроизвела прямо в аэропорту, решив отказаться от компьютерной графики.
.
«Тенет» создан для больших экранов, поэтому с ним не могло быть никаких компромиссов в формате премьеры на стриминговых платформах.
Как и в «Дюнкерке», кинооператор Хойте Ван Хойтема снимал фильм на камеры IMAX (на этот раз на 70-мм пленку).
Так что есть смысл пойти в кинотеатры, где есть зал с соответствующей технологией.
Восхищать будут не только трюки, но и виды – съемки картины проходили в Италии, Индии, Норвегии, Дании, Британии и Эстонии.
.
Есть в фильме «Тенет» и недостатки.
Как ни странно, это не попытка придать боевику сложности в восприятии.
Скорее, сосредоточенность на личной жизни антагониста, которым в фильме становится российский олигарх Сатор (его играет актер Кеннет Брана), деспотично преследующий свою жену (с этим персонажем Элизабет Дебики постепенно выходит на первый план).
С одной стороны, это хорошо – в фантастическом сюжете появляется по-своему реальная история, которая располагает к сочувствию и на время отвлекает от инверсии.
Но в конечном итоге, чем больше мы узнаем о Саторе, тем сильнее он разочаровывает своей мотивацией.
.
Главный герой, в исполнении Джона Дэвида Вашингтона, наоборот вызывает симпатию.
Интересно, что до того, как Джон получил главные роли в большом кино, он профессионально играл в американский футбол.
Спортивное прошлое хорошо отобразилось на его подготовке к съемкам – Вашингтону пришлось лично участвовать в постановке боевых сцен.
То же касалось и Роберта Паттинсона, которому доверили управление машины с установленной IMAX камерой.
Возможно, такой подход Нолана к съемкам хорошо сказался на восприятии персонажей – в кадре видны актеры, а не спины каскадеров.
.
Несмотря на сложность сюжета, вывод о фильме «Тенет» довольно прост.
Нолан снял еще один знаковый фантастический боевик, впечатляющий экшн-сценами, за которыми, правда, не всегда удается поспеть.
К ним уже традиционно для режиссера добавляются теории из физики, меняющие представление о реальности героев.
Сюжет не идеален на сто процентов, но в целом, стоит признать, Нолану опять удалось всех удивить.
4.5.
Редакция ITC.
Плюсы: грандиозная режиссерская задумка; зрелищные сцены без CGI; сценарий, построенный вокруг инверсии времени; Джон Дэвид Вашингтон в главной роли; отличный саундтрек, благодаря которому эффектно срабатывают экшн-эпизоды.
Минусы: линия антагониста блекнет на фоне масштаба задумки картины.
(Открывается в новом окне).

