Совокупный потенциальный эффект от цифровизации 17 самых распространенных услуг в 7 областях должен достичь 1,3 млрд грн ежегодно.
Об этом сообщили участники онлайн-брифинга в Укринформе, организованного Министерством цифровой трансформации Украины, представляя отчет «Антикоррупционный и экономический потенциал е-услуг».
«Если завтра 17 услуг из отчета перейдут полностью онлайн и никто за ними не будет ездить, то 1,3 млрд грн мы заработаем на экономической и антикоррупционной экономии в целом.
70 млн грн мы уже экономили на момент отчета.
Соответственно, имеем некий барометр - между 70 млн и 1,3 млрд в будущем между этими услугами», - рассказал исполнительный директор Офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Дорогань.
В рамках исследования было проведено оценивание таких е-услуг в семи сферах: регистрация, внесение изменений и прекращение регистрации физического лица-предпринимателя (Минюст); назначение помощи при рождении ребенка (Минсоцполитики); предоставление справки о несудимости (МВД); декларация о соответствии требованиям пожарной безопасности (ГСЧС); выдача и расширение лицензии на услуги по автоперевозкам пассажиров и грузов, сообщение об изменении данных перевозчика (ДСБТ); получение и аннулирование разрешения на специальное водопользование (ДАВР); уведомления о начале выполнения подготовительных и о начале строительных работ, декларация о готовности объекта к эксплуатации (ГАСК).
«Экономия по всем исследуемым услугам, как следствие получения их онлайн, составляет: потенциальная экономия 495 млн грн в год, реальная экономия 36,7 млн грн в год.
78% из тех, кто определился, считают, что коррупции стало меньше, в том числе 52% - что меньше существенно.
Экономия по всем исследуемым услугам, как следствие антикоррупционного эффекта, составляет: потенциальная экономия - 841 млн грн в год, реальная экономия - 32 млн грн в год», - детализировал Дорогань.
Участники исследования объяснили, что антикоррупционный эффект - это уменьшение тех денег, которые потенциально заплатили граждане и бизнес в виде взяток или скрытых платежей в пользу посредников.
Экономический эффект - это те потери, которые не претерпели бизнес или граждане в процессе получения услуг электронным способом.
«Мы спрогнозировали экономический эффект, которого можно достичь, и это для нас определенный указатель, куда должно двигаться государство.
840 млн грн в год - это потенциальный антикоррупционный эффект от внедрения электронных услуг.
То есть, если все услуги будут в онлайн - это те деньги, которые сэкономит бизнес или граждане, чтобы не платить взятки и скрытые платежи.
490 млн грн - это средства, которые сэкономят бизнес и граждане», - отметил президент Фонда Восточная Европа, партнера проекта USAID/UK aid« Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах/TAPAS» и исполнителя швейцарско-украинской программы «Электронное управление для подотчетности власти и участия громады» (EGAP) Виктор Лях.
У нас реализована система эффективных чат-ботов, которые оперативно реагируют как на типичные, так и нетипичные вопросы, работает единая служба поддержки, которая по единым правилам и стандартам довольно эффективно консультирует всех пользователей по предоставлению услуг на портале «Дія».
Некоторые услуги, как например лицензии на перевозку или разрешения на водопользование, пока что существуют на отдельных ресурсах, и есть четкий план относительно миграции этих услуг с новым качеством и реинжинирингом на портал «Дія», - отметил заместитель министра цифровой трансформации.
Участники исследования ставили целью показать, сколько времени и средств уже сэкономили и могли бы еще сэкономить в перспективе пользователи благодаря возможности получить услугу без посещения государственных органов и без привлечения посредников и чиновников.
А также, как онлайн-формат услуг может повлиять на уровень коррупции.