15 сентября открылся публичный парк современной скульптуры PARK3020.
Он расположен в комплексе Edem Resort Medical & Spa подо Львовом.
Его идея появилась в 2014-м, сам парк открылся в 2020-м, число 3020 в названии — тоже дата.
Визионер проекта Игорь Кривецкий называет его "парком тысячелетия" и считает, что этот культурный проект "передает энергию на 1000 лет вперед".
Что увидят потомки в этой капсуле времени? Стараниями куратора проекта Кати Тейлор, основателя агентства культурного менеджмента Port.
agency, сейчас там представлена подборка украинского искусства, которую интересно предъявить будущему — как сами объекты, так и размышления авторов над современностью.
Темы работ вписываются в современную медийную повестку: границы личности, информационная загрязненность, экология, внимание на локальное, а не глобальное.
Парк находится на территории комплекса, но он публичный: его можно посетить после предварительной регистрации.
Внимание привлекают пять скульптур украинских художников, акцент на них делают и сами организаторы, хотя еще есть объекты — результат скульптурного воркшопа по граниту, который прошел в 2020 году.
В будущем скульптур будет больше: куратор засматривается на окрестные территории, куда можно продолжать выставочное пространство.
"Лицом" открытия PARK3020 гости единодушно нарекли скульптуру Назара Билыка: сферу с рельефным изображением лика, выполненном в контробъеме, знаковой технике Назара.
При этом сам художник предлагает нам обратить внимание не на лицо, которое будто инталья выгравировано в гипсовом шаре.
Название скульптуры — "Пространство вокруг": Билык смещает фокус внимания на окружающее пространство, которое влияет на нас и, как и в случае с его скульптурой, определяет восприятие объекта.
Зрители охотно играют в оптическую игру, и неважно, во что они вглядываются — в лицо напротив (особенно некоторых гостей восхитила ресничка на боковой сфере) или в свои ощущения.
"Вечером это будет фьюче", — комментирует один из присутствующих, стараясь найти ракурс, чтобы ухватить всю сферу в кадре.
Безусловно, "Пространство вокруг" — это самый инстаграмабельный объект парка: его можно снимать бесконечно, картинка меняется в зависимости от освещения, расстояния и даже луны на небе.
Назар Билык, "Пространство вокруг".
Назар Билык.
Рядом с ликом Назара Билыка недалеко расположено бронзовое "Ухо" Алексея Золотарёва, которое художник уже выставлял в киевских галереях.
Художник размышляет о современной проблеме потоков информации, которые мы получаем через ухо.
Искривленные поверхности с фактурным ржавым покрытием играют на солнце, как фасеты.
Алексей Золотарев, "Ухо".
Игрой с пространством занималась и Анна Звягинцева.
Ее работа — это многократно увеличенный объект из фольги из серии "Скульптуры моего отца", которую Анна показала на ее первой персональной выставке "Доверчивое движение" в 2013 году в Щербенко арт-центре.
Серия складывалась из фигурок из фольги, которые ее отец машинально скручивает во время разговора по телефону.
Поместив их в выставочную витрину, Звягинцева придала им статус художественных произведений.
Теперь эксперимент по превращению мелочей обычной жизни в искусство проходит в другом масштабе: объект выше человека, как минимум, вдвое, вместо фольги - чеканная медь, ручная работа.
Анна Звягинцева, "Скульптура моего отца".
В игру с пространством леса вступает серия работ Анны Надуды "Биоморф": художница представляет людей как "одно из растений планеты".
Актуальные экосмыслы особенно резонируют с девственно чистым горизонтом.
С местным ландшафтом заигрывает и работа "Саламандра" Богдана Томашевского, который сделал железный каркас, напоминающий горные пейзажи.
Это еще одна работа, в которой художник обращается к популярной теме устойчивого развития и посвящает ее "будущему, которое случится благодаря сознательному использованию природных ресурсов".
Антон Логов в работе "Деревья жизни" также использовал метафору каркаса, но дома, призывая "прорастать сквозь дом" и выходить за собственные рамки.
Анна Надула, "Биоморф".
Антон Логов, "Деревья жизни".
Именно этим идеологи проекта и планируют заниматься в будущем.
Размещением объектов на живописных холмах подо Львовом они не ограничатся.
В планах — на базе PARK3020 создать институцию, где будут проходить международные резиденции и устраиваться образовательные программы.
В рамках обмена в 2020-2022 годах предусмотрено сотрудничество с Yorkshire Sculpture Park, одной из главных институций презентации публичного искусства в Великобритании.
Богдан Томашевский, "Саламандра".
Для украинского промо на открытие парка организаторы пригласили ключевых коллекционеров, дилеров, медийных персон и инфлюенсеров.
Несколько дней в публичных аккаунтах страны транслировали изумительные виды PARK3020.