Александр Лукашенко заявил о начале диалога с оппозицией, а силовики о возможной стрельбе из боевых патронов по демонстрантам.
Два месяца в Беларуси не прекращаются протесты против режима Александра Лукашенко. Теперь Батька выбрал новую тактику их подавления. Он наконец-то признал сам факт существования оппозиции, политзаключенных, протестов и так далее. Даже съездил в СИЗО к задержанным активистам. Но одновременно с этим разгоны протестующих стали еще жестче, заговорили даже об оружии.
Корреспондент.net разбирался, что задумал Лукашенко.
Добрый
10 октября Лукашенко посетил СИЗО КГБ Беларуси, где в течение более четырех часов общался с арестованными представителями оппозиции.
На встрече среди прочих присутствовали банкир Виктор Бабарико, собиравшийся баллотироваться в президенты, его сын Эдуард Бабарико, юрист, член Координационного совета белорусской оппозиции Лилия Власова, бизнесмен Юрий Воскресенский и политтехнолог Виталий Шкляров. Мария Колесникова, которая также арестована, не присутствовала на встрече.
Детали переговоров не известны. Государственные СМИ Беларуси распространили лишь такую цитату Лукашенко:
“Страна живет под лозунгом: Даешь диалог. Я, исходя из упреков ваших сторонников, подумал о том, что самое радикальное предложение — по всем вопросам. Не надо зацикливаться только на Конституции. Половина, насколько я понимаю, здесь юристы, и прекрасно понимают, что Конституцию на улице не напишешь. Я на это смотрю шире, пытаюсь убедить не только ваших сторонников, но и все общество в том, что на проблему надо смотреть шире”.
После разговора с Лукашенко политзаключенным разрешили сходить в баню.
Также после визита Лукашенко на свободу выпустили двоих политзаклченных: бизнесмена Юрия Воскресенского и директора IT-компании PandaDoc Дмитрия Рабцевича.
По словам Воскресенского, ему поручили подготовить предложения по поправкам к белорусской конституции и “изложить подходы по освобождению ряда лиц, которые оказались не так общественно опасными для нашей страны, как казались на первом этапе”.
Рабцевич после того, как вышел из СИЗО, в эфире телеканала Беларусь 1 сказал, что продолжит заниматься бизнесом: “Для бизнеса созданы все условия (в Беларуси). Формат беседы (с Лукашенко) был ненапряженный, простой… с целью построить диалог о том, как выходить из ситуации, какие есть идеи по поводу внесения изменений в конституционный строй”.
Кроме того, власти Беларуси позволили белорусскому блогеру Сергею Тихановскому, который находится под стражей в Минске, впервые за четыре месяца поговорить со своей женой, лидером белорусской оппозиции Светланой Тихановской.
Во время беседы они говорили о детях и содержании Сергея Тихановского в тюрьме, рассказал Радио Свобода советник Светланы Тихановской Франак Вячорка. Тихановский призвал супругу “быть жестче” и продолжать встречаться с мировыми лидерами. Вячорка считает, что во время разговора рядом с Тихановским кто-то был.
Злой
В воскресенье, 11 октября, в городах Беларуси прошел Марш гордости. Против протестующих применяли водометы и светошумовые гранаты, несколько человек пострадали, задержали более 700 человек.
А в МВД Беларуси даже заявили, что готовы использовать боевое оружие для разгона массовых акций протеста. Об этом заявил замминистра внутренних дел Геннадий Казакевич.
Замминистра внутренних дел Геннадий Казакевич сказал, что протестное движение постепенно затухает, но в то же время радикализируется, и в последние дни происходящее на улицах “не имеет ничего общего с гражданским протестом”. По его мнению, за этим стоят силы, которые пытаются ввергнуть страну “в хаос 90-х, заставить пройти печальный путь республик, переживших цветные революции”.
“Протесты, сместившиеся преимущественно в Минск, стали организованными и крайне радикальными. В этой связи сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск не уйдут с улиц, и в случае необходимости будут применять спецсредства и боевое оружие”, - подчеркнул Казакевич.
План Лукашенко
Многие аналитики посчитали встречу в СИЗО КГБ свидетельством слабой позиции Лукашенко. По их мнению, таким образом он фактически признал, что подавить протесты силой не получается, и решился на политический маневр, но это лишь имитация диалога с оппозицией, так как ее представители находятся под арестом.
“Но даже сам факт имитации знаменателен, потому что ранее Лукашенко занимал непреклонную позицию: никаких переговоров”, — заявил эксперт аналитического центра Стратегия Валерий Карбалевич
Лукашенко приехал в СИЗО КГБ, чтобы предложить оппонентам сделку, заявили три источника Открытых медиа в Совбезе, администрации президента и правительстве Беларуси. По замыслу Лукашенко, оппозиционеры призовут своих сторонников остановить протесты, а их самих за это выпустят на свободу и включат в состав комиссии по изменению Конституции.
По словам двух источников Открытых медиа, Лукашенко пошел на сделку под давлением Москвы, по словам третьего, — под давлением белорусских элит.
Члены Координационного совета Павел Латушко и Максим Богрецов призвали протестующих не верить Лукашенко и не отказываться от прежних требований: освобождение политзаключенных, суды над причастными к репрессиям, новые президентские выборы.
Светлана Тихановская также призвала белорусов продолжать мирный протест. Комментируя акции протеста в Минске и других белорусских городах 10-11 октября, Тихановская сказала, что режим продолжает общаться с людьми на языке насилия.
“Марши, дворовые акции, блокировка военной техники, как и любого насилия, — это мирный протест, — цитирует Тихановскую ее пресс-служба. — Мы не верим в диалог под дулом автомата… они торгуются с собственным народом, и это говорит только об одном: мы сумели заставить их слушать наc”.