Идти, смотреть, не спать, думать: в Одесском Художественном проходит выставка Михаила Ревы «Откровение / Revelation»
Идти, смотреть, не спать, думать: в Одесском Художественном проходит выставка Михаила Ревы «Откровение / Revelation»

Идти, смотреть, не спать, думать: в Одесском Художественном проходит выставка Михаила Ревы «Откровение / Revelation»

Почти 3000 посещений за первый месяц — рекорд для Одесского Художественного Музея, где сейчас проходит первая за пятнадцать лет выставка скульптора Михаила Ревы «Откровение / Revelation».

Вернувшись после трехмесячного локдауна в Мексике, где Михаил волею судьбы оказался вместе со своей семьей, мастер открылся для нас с новой стороны.

Работы скульптора мексиканского периода, представленные в залах музея, созданы из природных материалов: одновременно вызывают детский восторг и «кричат» об экологической катастрофе.

«Идти, смотреть, не спать, думать», — пишут в социальных сетях посетители выставки.

Дирекция Художественного продлевает экспозицию еще на один месяц — выставку «Откровение / Revelation» можно посетить до конца декабря.

Для тех, кто не имеет возможности увидеть работы Михаила вживую, музей решил сделать серию мероприятий в онлайн-формате.

Специально для BURO журналист Алена Нагорная поговорила с Михаилом Ревой о трехмесячном локдауне в Мексике, устойчивости в искусстве и новом этапе в творчестве мастера.

Миша, как получилось, что во время карантина вы всей семьей оказались в Мексике?.

Если честно, мне кажется, эту изоляцию я себе намечтал (смеется — прим.

Меня давно не покидало желание попасть на необитаемый остров, чтобы проверить свои мысли, чувства, найти время для осознания многих моментов, но я и подумать не мог, что все это произойдет так неожиданно.

В начале года в Америке открылся филиал моего благотворительного фонда Reva Foundation, который я создал при поддержке своих друзей со всего мира.

Его основная миссия — создание условий для раскрытия творческого потенциала путем реализации урбанистических, культурных и образовательных проектов.

Мой день рождения как раз выпал на период подписания документов в Америке.

И поскольку мы находились недалеко от Мексики, которая всегда была моей мечтой, то решили отправиться в небольшую рыбацкую деревушку Махахуаль на полуострове Юкатан.

Так мы попали в это удивительное место.

А на следующий день был объявлен карантин, и мы оказались уже совершенно в других обстоятельствах и условиях.

Как это заточение повлияло на вас и ваше мироощущение?.

Оказавшись в Мексике, я погрузился в размышления над тем, как получилось так, что мы перешли рубикон безответственного потребления ресурсов планеты? Ведь в том, что с нами случилось, виноваты мы сами.

Планета нанесла ответный удар за наше потребительское отношение и нарушение духовной связи с ней.

И это только начало большой катастрофы.

Говорить об этом уже поздно — нужно действовать.

И художники должны делать это как раз тем оружием, которое у них есть — искусством.

Во время локдауна на первый план вновь вышла значимость искусства — с шуткой про туалетную бумагу, которая в итоге буквально заменила нам арт-объекты...

И здесь возникает вопрос — а как определить настоящее искусство?.

А как?.

Мы живем в период, когда в нашем доступе есть очень много информации, много образов — ты открываешь фейсбук, инстаграм, телеграмм.

И только твоя душа является тем камертоном, который определяет, что тебе нравится.

А это как раз зависит от того, чем ты ее наполняешь.

Если ты будешь чувствовать энергию, которую дарит нам Земля, будешь удивляться невероятным сочетаниям цветов рыб или дыханию ветра, или падающему дождю и так далее, тогда у тебя будут вкусовые критерии, которые создадут почву для восприятия настоящей гармонии.

Очень показательной в этом плане была реакция местных жителей на мои работы.

Они живут на краю земли: их не интересуют должности, бренды, а самые важные предметы их повседневной жизни — это лодка, гамак и ружье для водной охоты.

До нашей встречи им просто в голову не приходило, что из того, что у них каждый день находится под ногами, можно создавать совершенно другие вещи.

Ракушки,кораллы, палки, проеденные жучками, пустые термитники — расскажите о вашей творческой лаборатории в Мексике.

Как сказала Маша (художница Маша Рева, дочь Михаила — прим.

BURO) — папа перенес одну матрицу в другую.

Ведь там у меня были совершенно другие условия и материалы.

Первое, что я сделал — начал изучать, из чего на острове я могу создавать скульптуру.

И мне было очень интересно находить элементы, которые мне дает природная среда, идеальные по форме, фактуре, с которыми соприкасались вода, воздух, ветер, песок, и я из них начал составлять разные пазлы.

Судя по вашим сториз из Мексики, у вас получилась творческая коллаборация с Машей и Ваней (художник Иван Грабко — прим.

Когда делишься творческой энергией, это не коллаборация, а обмен.

Когда я вижу, что еще кто-то заражен красотой и гармонией, а у ребят это присутствует — это не только вдохновляет меня, но и вызывает какую-то неземную радость, я просто расцветаю от того, что вижу.

И неважно, будешь ли ты рисовать, лепить или просто собирать из каких-то предметов инсталляцию на берегу океана.

Я обменивался с ними, они со мной.

И может, если бы мы попали туда сейчас, это было бы еще плодотворней.

Во второй раз?.

Да! Потому что в первый мы избавлялись от каких-то барьеров и предрассудков, борьбы за некое личное пространство.

Все проходили в период локдауна проверку на чувства, и наша семья не стала исключением.

К счастью, у нас это были фантомы, которые быстро исчезли.

Я думаю, мы еще сделаем большой совместный проект.

Какую часть работ, представленных на вашей выставке, вы привезли из Мексики?.

Практически все работы выставки были сделаны уже в зале.

Так получилось, что багаж был потерян в Париже, и 70% работ, к сожалению, было уничтожено.

Мне пришлось заново их воссоздавать.

Один из ключевых образов выставки — скульптура Афродиты с золотым наутилусом в руках, тело которой пронизывают пластиковые бутылки.

Я специально выбрал образ, который был создан тысячи лет назад, до нашей эры, образ любви, красоты, космической энергии и плодородия.

Я изобразил Афродиту как виноградную гроздь — это отсылка к матери-земле, тело которой покрыли метастазы из пластиковых бутылок.

В руках она держит золотой наутилус — олицетворение всего живого и надежда на то, что мы снова научимся чтить природу и жить с ней в гармонии.

Как вы думаете, почему?.

Эта скульптура стала хитом, потому что в ней есть много личного, и каждый видит это по-своему.

Финальный образ пришел как раз после пребывания на «необитаемом» острове, где мы и вправду многое пережили и переосмыслили.

Скульптура так и называется «Мое сердце».

И сердце это имеет и женское, и мужское начало.

«Мое сердце» — и твоё, и каждый видит в нем свои переживания.

Жизнь каждого из нас — это не только радостные мгновения.

В основном это испытание болью, разочарованием, завистью, предательством.

Да, в него столько гвоздей вбито!.

Да! И ни один гвоздь его не пробил! Это были сильные удары, но гвозди погнулись, а сердце — живое и бьется.

Какие еще из ранних работ, представленных на выставке, были завершены после поездки в Мексику?.

Я наконец-то закончил работу «Алтарь детских снов», — скелетом золотой рыбки на блюде, которого мне в этой всей истории очень не хватало.

Скелет золотой рыбки же ознаменовал конец детских иллюзий.

И начало взрослых откровений.

Почему «Откровение»?.

В этой выставке я хотел обратиться к вещам глубинным, а не поверхностным, внутренним, а не внешним.

Я не хочу никому доказывать, умею ли я рисовать или лепить.

Я хочу, чтобы у каждого посетителя произошло откровение, и он почувствовал гармонию, которую мы здесь так часто упоминаем, чтобы приоткрылись те шлюзы, которые мы закрыли внутри себя, чтобы в каждом проснулся тот удивительный ребенок, который умеет радоваться мгновениям красоты.

Посетить выставку Михаила Ревы «Откровение / Revelation» в Одесском Художественном музее вживую можно ежедневно, кроме вторника, до конца декабря.

Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны