Голос изнутри нации. Как книга может вылечить рану войны?
Голос изнутри нации. Как книга может вылечить рану войны?

Голос изнутри нации. Как книга может вылечить рану войны?

Голос изнутри нации. Как книга может вылечить рану войны?

Книга Юрия Луканова «Найти убийцу Филева. Репортер Волковский» и рецензия Роксаны Харчук вызвали дискуссию: сразу несколько авторов отрефлексировали на прочитанное. «Детектор медиа» публиковал отклик Юлии Былины, сегодня же публикуем колонку Евгения Гайворонского.

С большим интересом прочитал рецензию Роксаны Харчук на книгу Юрия Луканова «Найти убийцу Филёва. Репортер Волковский». До этого прочитал саму книгу и вспомнил детство — как за сэкономленные на школьные булочки покупал книги и потом вдохновенно читал их залпом. Как нашел дома шедевры Ремарка и Хэмингуэя и они оказали на меня громадное влияние.

Роксана Харчук и другие эксперты сегодня при обсуждении книги Юрия Луканова в первую очередь ищут ответ на вопрос «может ли врать журналист на войне?». Также хочется вступить в полемику с цитатой Роксаны Харчук: «… Автор тенденциозный, заангажированный и неполиткорректный, потому что ценностной мерой для него являются интересы Украины и украинцев. Он защищает украинскую правду, а не правду вообще, которой на свете скорее всего вообще не существует…»

Украине для победы в войне с РФ надо понять, какая именно война против неё ведется. Ключевое условие — преодолеть барьер, что война — это только танки, обстрелы, трупы, а всё остальное не совсем война. Потому что нажимающий на гашетку артиллерист или калечащий дубинкой беззащитных женщин ДНРовский каратель за секунду до действия принимают решение о таком действии. Принимают такое решение в результате того, что их мозг соответствующим образом обработан информацией «русского мира».

Здоровая медицина — это профилактика причин, а не борьба со следствиями. Юрий Луканов создал книгу даже не как журналист, а как специалист по врачеванию социума. Может быть, даже сам не подозревая, что получится в итоге. Потому что такая книга создает информационное поле, в котором доминирует здравый смысл, а не приводящие к войнам и разрухе нарративы «русского мира».

В книге есть обладающие особым эффектом присутствия моменты, где при помощи манипуляций герои спасают человеческие жизни и, насколько могут, ломают российскую систему по призыву пушечного мяса.

Донецкий журналист, друг и коллега главного героя Сергей Сухобоков сдает в милицию ослепленного пропагандой шахтера, который хочет записаться в армию «ДНР». Он представляет его как шпиона «Правого сектора». В ответ на удивление главного героя книги Волковского объясняет, что тот идёт нас с тобой убивать. И понимает, что это мелочно. Но если бы каждый делал пакости оккупантам и их прислужникам, то они бы ощущали, что у них земля под ногами горит. И восклицает, что делает это не как журналист. Как партизан, гражданин страны, на которую напали.

В эпизоде, когда Волковский идет спасать из плена т. н. «самообороны Крыма» французского коллегу, он представляется влиятельным сотрудником Международной федерации журналистов, хотя в реальности им не является. Волковский врет, что в этот момент глава МФЖ встречается с главой Госдепа США и рассказывает об этом задержании. В мирное время за такое осуждают. Вероятно, что и в военное время МФЖ не одобрила бы такого экспромта. Но Волковский и двое его коллег идут на эту авантюру и достигают своей цели.

В этих двух фрагментах книги ответ на важнейший вопрос. Когда против тебя громадная, отлаженная людоедская машина — удивляй, действуй нешаблонно, ищи решение, против которого у вражеской системы не проработана «защита от дурака»!

На более серьезном уровне — в российско-украинской войне смыслов книга Юрия Луканова совершает по тому же принципу перелом. Уйдя от кучи норм разнообразных редакционных политик, кодексов международных организаций и обезличивающих принципов соцсетей, автор просто показывает настоящую жизнь. Срывает маски стереотипов о войне, демонстрируя правду в формате художественного произведения.

Если бы не один репортер Волковский, а хотя бы сотни людей в первые минуты агрессии встретили российских оккупантов нестандартными решениями? Насколько слабее были бы результаты РФ? Недаром в учебниках наших врагов из ФСБ пишут: особое внимание уделяйте мелочам, мелочи решают всё!

Поэтому на войне репортер Волковский не врет, он любыми способами стратегически защищает правду в условиях превосходящих сил противника. Ведь с первой минуты войны по вине агрессора уходят базовые принципы мирного человеческого общежития.

Более того — освобождением иностранного журналиста при помощи безобидного обмана крымских боевиков репортер Волковский, опять-таки, спасает правду и человека, который попал в плен в стремлении узнать правду и рассказать её обществу.

Еще я не согласен с утверждением, что правды в целом не существует, а Юрий Луканов декларирует украинскую правду. Правда существует. Пережившая многочисленные попытки уничтожения своих языка и культуры, выживающая в условиях грубой фальсификации истории «элитами» Украина является одним из бастионов здоровых смыслов и правды. На нашей территории происходит битва между идеей свободного человека и идеей ордынского рабства. Поэтому не нужно стесняться того, что украинская правда — это правда международного значения и правда в целом. Потому что в идеях зла и порабощения правды нет.

Показывая жизнь и вторжение в Украину без цензуры, книга лечит раны социума. Позволяет преодолеть искусственные табу, проработать в обществе сложные моменты и пойти вперед со свежим взглядом.

Тем более война — это всегда рана, которую возможно вылечить только честным анализом. Вспомним две первые мировые войны и реакцию общества на них в виде книг Ремарка и Хэмингуэя.

Однако при всех плюсах перепросмотр и оценка двух мировых войн ХХ века Ремарком и Хэмингуэем — это ставшее общеизвестным чье-то стороннее мнение. И очень вероятно, что отсутствие в Украине собственных свободных, общедоступных и широко распространенных художественных книг о двух мировых войнах — это одна из причин сохранившегося у нас ватного маразма в мозгах людей.

Юрий Луканов в своих книгах о войне с РФ на Донбассе и в Крыму описал, как живая украинская жизнь несмотря ни на что выжила. Как люди остаются людьми даже в таких условиях. Он показал распространенные в обществе сегодня типажи и их поведение в условиях форс-мажора. При этом всё написано легким сочным языком. Так, что чтение доставляет удовольствие и литературным гурманам, и тем, кто только открывает живой мир живых книг.

Это столь необходимый Украине «Голос изнутри нации» о переломных событиях 2014–2020 годов.

Евгений Гайворонский, Донецк  Ялта  Киев. «Лучший журналист регионального печатного издания Донецкой области-2012». Шесть лет прожил во временно оккупированном Крыму, автор более 100 расследований о деятельности россиян на полуострове. Бывший политзаключенный, первый гражданин Украины, использовавший против РФ в её «судах» Будапештский меморандум.

Думки, висловлені в рубриці Column, передають виключно погляди самих авторів і можуть не збігатися з позицією редакції «Детектора медіа». Тексти авторських колонок суб'єктивні та не претендують на всебічне висвітлення теми.
Теги по теме
Донбасс
Источник материала
loader
loader