Рейтинг-2020 украинских СЕО от Корреспондента — руководителей частных и государственных компаний, а также банков.
Нынешний рейтинг ТОП-50 украинских СЕО — руководителей корпораций, холдингов, банков, страховых компаний — особенный. Потому что такого провала экономики, как во время «короны», мы не видали с начала войны на востоке страны, говорится в №23 Журнала Корреспондент. Тем ценнее баллы, которые наши эксперты проставляли руководителям наиболее крупных бизнесов.
ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ
Причин появления рейтинга в нынешнем году ровно вдвое больше, чем год назад.
В прошлом и предшествующих годах показать наиболее сильных украинских топ-менеджеров было важно, потому что крупный бизнес — это скелет экономики. Это основные объемы экспорта, это энергетика, в которой быть мелким и слабым странно, хотя в энергетике сейчас кардинальная смена трендов. Это металлургия, которая не умеет быть мелкой в принципе. Это огромные розничные сети, без которых, как ни крути, никуда. Ну и телеком — который чем глобальнее, тем эффективнее.
А вторая причина — из нынешнего года. Эффективность в условиях кризиса — это управленческая эффективность в квадрате. Приятно управлять корпорацией во время экономического подъема, когда прилив поднимает все лодки. Куда сложнее ставить парус против ветра и объяснять акционерам, почему минус один — это очень круто, потому что у конкурентов — минус пять.
Но еще интереснее будет рейтинг-2021, потому что через год станет ясно еще и то, как нынешние победители смогли воспользоваться кризисом для усиления позиций своего бизнеса.
КРИЗИС ТРЕБУЕТ КРУТОГО GR
В кризис выстраивание отношений с правительственными органами (GR) оказывается чуть ли не ключевой компетенцией. Особенно для крупного бизнеса. Это и раньше было архиважно, но теперь особенно. Потому что, помимо прочего привычного груза забот в общении с госорганами, крупняку приходится объяснять, насколько аккуратно должны применяться ограничения, связанные с требованиями борьбы с эпидемией. Достаточно привести пример с авиакомпанией, которая у нас в рейтинге все-таки есть. Ей приходится выгребать против течения практически в одиночку — в отличие от иностранных конкурентов.
На каких полях рубились крупные корпорации по поводу GR-задач в минувшем году наиболее интенсивно?
Прежде всего, против нерациональных ограничений на работу. Агро, пищевики, металлурги и машиностроители, строители и фармацевты, IT с телекомом — не пострадали ни на йоту. Более того, у фармы сейчас вообще золотые времена.
У транспорта и логистики ситуация диаметральная: авиационщики круто просели, у служб экспресс-доставки — золотое время. Именно из-за противоэпидемических регуляций. Летать почти перестали. А вот доставкой вынуждены пользоваться все больше.
Тем не менее были и поражения:
- сокращены агродотации крупным холдингам;
- таки порезали тарифы на возобновляемые источники энергии;
- вздувают электротарифы для промышленности и населения;
- пытаются непропорционально высоко — в разы против темпов инфляции — поднять акцизы на алкоголь и табачные изделия;
- продолжается тренд на тотальную фискализацию мелкой розницы. Крупная зря радуется: покупатели, которых потеряют мелкие, пойдут не в сети, а в тень;
- в разы взвинчивают с 1 января экологические налоги;
- добавьте каждый свое — кто что вспомнит.
Почти все позиции из числа названных уже были обозначены год назад. Почти ничего не удалось повернуть вспять. Это, увы, говорит о том, что усилий на GR было направлено слишком мало. Нет, не так — катастрофически мало. Возможно, отвлекали коронакризисные проблемы. Возможно, что-то еще. Но мы год назад предупреждали об этом риске — воспользовались этой информацией далеко не все.
Выход? Больше публичности. Больше открытости. Инвестиции своего времени и денег в работу отраслевых и иных ассоциаций. Контакты с политиками и экспертным сообществом. Это неизбежно.
В этом смысле особенно сочувствуем госбанкам и госкомпаниям. Они под тройным прицелом — коррумпированных политиков, проверяющих органов и гражданского общества. И сложно сказать, с кем именно им сложнее коммуницировать.
ИЗМЕНЕНИЯ В РЯДАХ
КТО НА НОВЕНЬКОГО
Состав ТОП-50 украинских СЕО по версии журнала Корреспондент меняется, и эти изменения удивительным образом совпали с трендами, которые нам вручил на 2020 год коронавирус.
Лидировавшая по численности представителей сектора пищевая промышленность уступила на этот раз место розничным сетям и сервисам. Нет, мы не перестали есть и не перестали экспортировать еду. Просто наиболее лихо встроились в борьбу за место под солнцем розничные сети, включая цифровую трансформацию и дистанционную торговлю. И потеснили пищевиков.
Розничные сети оказались бенефициарами коронакризиса, как ни крути. Им ставили в упрек то, что они воспользовались ситуацией и потеснили мелкий бизнес, которому приходилось вешать замок на двери ввиду весеннего локдауна и осеннего карантина выходного дня. Но, положа руку на сердце, было бы странно, если бы они не воспользовались ситуацией.
Резко выросло число представителей банковского сектора. Почему? А они активно восстанавливаются после кризиса 2013-2016 годов. Ну и еще их активно подкармливает Нацбанк рефинансом, в отличие от предыдущей команды регулятора. Неплохо банки воспользовались и программой 5-7-9, которая позволила им улучшить самочувствие проверенных клиентов — за счет рефинансирования старых кредитов под более низкий процент. Ну и надо отдать финансистам должное — они очень круто прогрессировали по части дистанционного банкинга. Коронавирус как стимул прогресса — хоть плачь, но правда.
А вот горно-металлургический комплекс уменьшил представительство в рейтинге. Что и неудивительно: у них дела из-за коронакризиса идут паршиво, низкий спрос на готовый металл. Но неплохи дела у производителей железорудного сырья. Но тут как раз случай «прилив поднимает все лодки» — цена на руду выросла за год чуть ли не в полтора раза.
Любимый всеми журналистами и финансистами агробизнес в нынешнем году споткнулся о засуху и аномально теплую зиму. Но что интересно: наши эксперты по заслугам оценили тех, кто активно развивает первичную переработку агросырья и интенсивное производство мяса.
У всех остальных секторов ситуация более или менее продолжает тренды предыдущего года. Буквально десятых долей не хватило третьей крупной фармкомпании — корпорации Артериум, чтобы попасть в рейтинг. Фармак и Дарница просто были обречены оказаться на весьма высоких местах в нынешней ситуации.
КАК МЫ СЧИТАЛИ
Как и год назад, мы опрашивали ведущих украинских экономических журналистов, а также экономических экспертов (список ниже). Им было предложено расставить оценки по двум показателям:
- экспертная оценка публичной репутации СЕО;
- экспертная оценка личного вклада руководителя в результаты компании.
Эксперты получали для выставления оценок списки аппликантов — лонг-лист, в который им можно было внести дополнительные имена и выставить им свои оценки. Разумеется, шансы вносимых аппликантов не могли быть слишком высокими: чтобы попасть в ТОП-50, нужно было собрать достаточно высокий средний балл. А это возможно только при условии, что одного и того же аппликанта добавят в список сразу несколько экспертов. Тем не менее вносить новых аппликантов стоило — их мы непременно добавим в тот список, который будет разослан экспертам через год для нового рейтинга.
Лонг-лист нашего рейтинга включал 75 имен. Во-первых, там присутствовали все участники ТОП-50 прошлого года за исключением персон, потерявших свои должности. Во-вторых, к ним мы добавили рекомендованных экспертами новых аппликантов. Ну и конечно, попали в лонг-лист те, кто был год назад на грани вхождения в ТОП-50.
Итоговое место топ-менеджера рассчитывалось по итоговому рейтинговому показателю — как сумма средней оценка публичной репутации СЕО и средней оценки личного вклада руководителя в результаты компании, учтенные с весовыми коэффициентами 0,4 и 0,6 соответственно. Приведенные в таблице показатели для удобства восприятия были округлены.