Исследование представило в Укринформе Представительство Президента Украины в Автономной Республике Крым, Крымская правозащитная группа, Украинский Хельсинский союз по правам человека, Центр прав человека Zmina.
Составлен перечень лиц, представителей оккупационных властей и сектора образования Крымского полуострова, действия которых способствуют формированию в сознании крымских детей культа войны, насилия, восприятия Украины и западных стран как врагов, терпимости к преступлениям советской власти, искажения фактов о событиях в Украине и т.п. В этот список вошли 12 представителей - от так называемых крымских «министров образования» до учителей школ», - сообщила руководитель службы по вопросам реинтеграции и деоккупации АР Крым Представительства Президента Украины в Автономной Республике Крым Елена Халимон.
«Россия не только наращивает свое физическое присутствие на территории полуострова с 2014 года, но и осуществляет милитаризацию общественной жизни. В первую очередь, через образование. Опасность системы, которую строит РФ в Крыму состоит в том, что в процесс милитаризации втянуты дети от детских садов до в школ и вузов. Подчеркну также, что мы не считаем, что все учителя или педагоги в оккупации являются предателями или должны нести ответственность. Однако, именно те из них, которые сознательно милитаризують образовательное пространство и уничтожают сознание детей, должны быть известны и должны понимать, что понесут за это ответственность», - подчеркнула Халимон.
РФ системно проводит агрессивную милитари-пропаганду среди крымских детей, тратя на это сотни миллионов рублей из государственного бюджета. К этой деятельности привлечены не только российские военные, но и так называемые министерства образования, спорта и культуры оккупационной власти в Крыму - отметил заместитель председателя правления Крымской правозащитной группы Владимир Чекрыгин.
«Вся система школьного образования в той или иной форме пропагандирует службу в российских войсках и «ценности русского мира», что лишает детей возможности проявлять украинскую идентичность или свободно выбирать свою идентичность. Такая пропаганда, особенно когда она направлена на детей до 15 лет, у которых еще не сформировано критическое мышление, по сути является одной из форм принуждения к дальнейшей службе в вооруженных силах РФ. Подобные действия оккупантов следует рассматривать как военное преступление с точки зрения МГП и нарушения норм Конвенции о правах ребенка», - подчеркнул Чекрыгин.
Ситуация в Крымудолжна рассматриваться с точки зрения ч.1 ст. 29 Конвенции о правах ребенка, которую РФ ратифицировала 23 августа 1993 года, и где указано, что готовить ребенка к сознательной жизни необходимо в свободном обществе в атмосфере понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также с лицами из числа коренного населения - считает руководитель образовательного направления Украинского Хельсинского союза по правам человека Валентина Потапова. Она также напомнила, что Европейский суд по правам человека в своих решениях подробно объясняет действие права на образование в случаях оккупационного и сепаратистского режима.
Согласно пояснению Европейского суда по правам человека, родители несут основную ответственность за образование и обучение своих детей, и они могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения. Целью данного положения в Конвенции прав человека является сохранение в образовании плюрализма и, соответственно, демократического общества. Государство обязано обеспечить, чтобы сведения, приведенные в образовательных учебных программах, доводились до детей в объективной, критической и плюралистической форме. Суд также считает, что право на образование и право родителей дать своим детям образование в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями, должны рассматриваться вместе с другими статьями Конвенции, в том числе право на уважение частной и семейной жизни (статья 8); свобода мысли, совести и религии (статья 9) и свобода выражения мнения (статья 10)», - рассказала Потапова.
Она также считает, что оккупационные власти Крыма сознательно игнорируют требования резолюции Совета Безопасности ООН (Резолюция 2250 (2015), принятой СБ 9 декабря 2015) о важности устранения условий и факторов, которые приводят к перерастанию радикализации в насилие и воинственный экстремизм среди молодежи, что может служить питательной средой для терроризма.
Прокуратура автономии осуществляет процессуальное руководство в уголовном производстве, в котором документируются факты осуществления пропаганды службы в армии страны оккупанта среди детей, привлечение их к военно-патриотическому воспитанию, документируется ситуация о состоянии образования на временно оккупированной территории Крымского полуострова - рассказала прокурор прокуратуры Автономной Республики Крым и города Севастополя Ольга Пирогова.
«Нами установлен ряд учреждений и организаций на временно оккупированной территории полуострова Крым, которые, получая финансирование и оснащение от государственных органов РФ, согласовывая программы военно-патриотического воспитания детей с Минобороны РФ, осуществляют пропаганду среди местного населения полуострова Крым. Пропаганда направлена в пользу добровольного вступления в вооруженные силы и другие силовые ведомства страны-оккупанта РФ. Детей с детского сада знакомят с основами военной службы в образовательных учреждениях и учебных заведениях, военно-патриотического воспитания для службы в вооруженных силах РФ и других силовых ведомствах этого государства», - отметила Пирогова.
Участники мероприятия напомнили, что это не первое такое исследование. Ранее Представительство Президента Украины в АР Крым уже обнародовало список физических и юридических лиц, который касался персонального состава российских оккупационных органов власти «Республики Крым» и г. Севастополь. Впоследствии составили перечень лиц, которым в течение 2014 - 2020 годов Министерством культуры РФ незаконно выдавались разрешения (открытые листы) на право проведения работ в Крыму. Позже собирали информацию о «судьях» - гражданах РФ. Все собранные материалы направлены в адрес Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины и Прокуратуры АРК и г. Севастополя для рассмотрения вопроса о применении Советом национальной безопасности и обороны Украины специальных ограничительных мер (санкций) и дачи правовой оценки изложенным фактам или приобщения сведений к уже имеющимся уголовным производствам.