Тест на выживание. Почему наши лыжные гонки не выдерживают конкуренцию с биатлоном
Тест на выживание. Почему наши лыжные гонки не выдерживают конкуренцию с биатлоном

Тест на выживание. Почему наши лыжные гонки не выдерживают конкуренцию с биатлоном

Коллаж - Xsport

Начало января в лыжных гонках традиционно проходит под знаком «Тур де Ски», правда, увы, не для представителей Украины. За последние шесть лет наши спортсмены лишь раз засветились в престижной многодневке (в сезоне 2018/19 Татьяна Антипенко и Алексей Красовский). Правда, досрочно исчерпав лимит возможного отставания от лидера, так и не добрались до знаменитого своей беспощадностью подъема Альпе Чермис. А ведь когда тур только зарождался, сине-желтый флаг не раз поднимался над его пьедесталом, в основном, конечно, благодаря Валентине Шевченко. Многолетний флагман нашей сборной даже замыкала тройку призеров общего зачета в дебютном для многодневки сезоне 2006/07 и становилась «Королевой горы»-2008.

Почему украинские лыжники за последние годы утратили былые позиции в туре и не только, а также почему все больше и больше перспективных представителей этого вида спорта переходит в биатлон, нам поможет разобраться старший тренер сборной Украины по лыжным гонкам Александр Пуцко, участник двух Олимпиад (2006, 2010), автор лучшего для наших мужчин личного результата на чемпионатах мира за годы независимости –15-е место в Саппоро-2007.

«Как спортсмену, мне так и не посчастливилось выступить на «Тур де Ски», – рассказывает Александр Пуцко. – Но я участвовал в туре в качестве сервисмена и тренера. И скажу, что для того, чтобы там выступать, человек должен целенаправленно готовиться. Я уже не говорю об обязательном присутствии массажиста и доктора, которые в нашей сборной последний раз подключались в олимпийском сезоне перед Пхенчханом-2018. Есть и еще один важный момент: если у топовых команд на одного спортсмена работает по два представителя сервиса, то у нас на весь состав – два: я и Василий Коваль. Мне к тому же приходится еще и организационные вопросы решать: переезды, размещение, питание. Очень сложно, но как-то справляемся. Да, чисто теоретически мы могли бы заявиться на «Тур де Ски». Пробежали бы пару гонок, чтобы засветиться, потратив при этом сумасшедшую сумму денег. Но есть ли в этом смысл в нашей нынешней ситуации?!»

Дело в том, что в прошлом сезоне половина нашей лыжной сборной лето провела на самоподготовке, а в этом – централизованной подготовки, как таковой, вообще не было частично из-за пандемии, но в основном в связи с отсутствием необходимого финансирования. На первый сбор команда выехала только второго ноября.

«Большое спасибо министерству, что все-таки нашло деньги, чтобы отправить команду на полтора месяца в Финляндию. – говорит Александр Пуцко. – Поехали пять спортсменов, которые имели FIS-поинты для участия в Кубке мира и, соответственно, могли заработать очки в олимпийский рейтинг Кубка наций, это Марина Анцыбор, Валентина Каминская, Юлия Кроль, Дмитрий Драгун и Алексей Красовский. Мы хотели также вывезти на первый снег и юниорскую команду, но это оказалось невозможным, из-за пандемии прайс на пребывание там очень сильно вырос».

Справедливости ради нужно сказать, что украинская сборная не единственная, кто пострадал из-за карантинных ограничений. И это касается не только условий подготовки, но также участия в соревнованиях. Проблемы возникли даже у топовых команд. Так, норвежская сборная в полном составе из-за риска заражения коронавирусом отказалась от участия в «Тур де Ски». В следствие этого Клебо, Йохауг и Ко не взяли очки для Кубка наций и даже оказались под угрозой потери максимальной квоты в 16 спортсменов на Играх-2022. Оправданы ли были опасения норвежцев и как придерживаются ковидного протокола на стартах под эгидой Международной федерации лыжного спорта (FIS)?

«Я не готов оценивать правильность решения норвежской сборной, как говорится, это личное дело каждого. – подчеркивает Александр Пуцко. – «Тур де Ски» прошел, был только один прецедент со шведкой Линн Сван. И то ее тест оказался ложноположительным. Думаю, это показатель. Меры безопасности очень строгие. Сдается два теста – перед вылетом и по прибытию на место (все за счет команды). Сначала это тест на антиген, более быстрый. В Германии, например, он стоит 20 евро, в Финляндии – 115. А если этот тест дает положительный результат, тогда уже отправляют на ПЦР. Не дай Бог, тот подтверждает COVID-19. Тогда приезжает главный врач региона, опрашивает, кто с кем контактировал, и могут всю команду закрыть на карантин, выставив очень высокий прайс».
«Нас, к счастью, эта участь миновала, – продолжает Пуцко. – Положительный тест был перед вылетом в Финляндию у Виктории Олех. Она осталась в Украине. Перенесла болезнь в очень легкой форме. 31 декабря поднялась температура у другой нашей спортсменки Юлии Кроль. Увы, подтвердилась корона. Сейчас она на карантине дома. Ближайший Кубок мира в Финляндии она естественно пропустит, туда в качестве четвертого человека на эстафету планируем повезти юниорку Дарину Ковалеву. Кроль же, очень надеемся, сможет восстановиться к чемпионату мира U-23, который должен пройти 8-14 февраля в Вуокатти. Это ее последний год по андерам».

Интересно, что в украинских лыжных гонках в последние годы наблюдается новое явление – династии. В протоколах можно видеть детей известных в прошлом лыжников. Так, на Юношеских Олимпийских играх в Лозанне-2020 Украину представляли Анастасия Никон – дочка участника Олимпиады в Нагано-1998 Геннадия Никона и Александр Лисогор – сын призера Всемирной Универсиады-2009 и участницы Олимпиад (2006, 2014) Марины Лисогор и тренера Владислава Лисогора. Александр в свои семнадцать, по отзывам специалистов, является одним из самых перспективных украинских лыжников и обыгрывает даже более старших ребят.

Пошли по стопам родителей Артем Спивак, сын участницы пяти Олимпиад и бронзовой медалистки чемпионата мира Валентины Шевченко и тренера паралимпийской сборной Игоря Спивака, а также Полина Пуцко – дочь известной в прошлом биатлонистки, чемпионки Европы Инны Супрун и Александра Пуцко. Правда, об Артеме и Полине уже, пожалуй, следует говорить как о биатлонистах.

«Полина еще в прошлом сезоне попробовала стрелять и стала совмещать выступление по двум видам. – рассказывает Александр Пуцко. – Мне, как отцу, конечно, хотелось, чтобы дочка, оставалась в лыжах, но я уважаю ее выбор. Азам стрельбы она училась под руководством Оксаны Хвостенко, ну а сейчас она в надежных руках нашего с Инной первого тренера Григория Ивановича Шамрая».

На фоне растущего числа биатлонистов имеем ощутимое уменьшение участников национальных соревнований в лыжных гонках. Артем Спивак и Полина Пуцко не первые и, наверняка, далеко не последние лыжники, которые переходят в биатлон. Напомним, что перед стартом этого сезона стало известно о том, что ряды биатлонистов пополнил еще и Андрей Орлик, за плечами которого пятое место на Юношеских Олимпийских играх -2016 и выступление в Пхенчхане-2018.

«Орлику я могу только пожелать удачи и успехов в его начинаниях. – говорит Александр Пуцко. – Не пытались ли мы его удержать? А как и чем, если у нас даже централизованных сборов нет. Все упирается в деньги. Сейчас в мире лыжных гонок появилось очень много нового и интересного, можно было бы взять на вооружение четыре-пять методик, выбрать из них лучшее и создать что-то свое. Но нужен систематический подход к тренировочному процессу, а для этого - деньги. Будет соответствующее финансирование, и результат будет другой. Пока же выжимаем максимум из того, что есть».

Анна САВЧИК для XSPORT.ua

Поделиться сюжетом