/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F9eda4ca256cf7c53505888c8ffed1011.png)
Конец эпохи кинотеатров. Как мы будем смотреть кино после пандемии
52 картины в год, или по одному полнометражному фильму в неделю планирует выпускать стриминговый гигант Netflix в текущем году. Больше чем любая голливудская студия даже в былые времена, не то, что сегодня.
И это фильмы с участием таких звезд, как Галь Гадот, Дуэйн Джонсон, Райан Рейнольдс, Октавия Спенсер, Крис Хемсворт, снятые режиссерами калибра Джо Райта и Зака Снайдера. При этом, не забывая о производстве огромного количества сериалов.
И это только один из стриминговых сервисов, которые получили стремительный прирост аудитории в 2020 году, когда большинство кинотеатров в мире то и дело закрывали свои двери. А если и открывались, там попросту нечего было смотреть. Напрашивается вопрос, кто и как часто будет туда ходить после карантина, а главное – зачем? Давайте разбираться.
Как все начиналось
2020 год, по миру разносится невиданная зараза, страны одна за другой объявляют карантин, все массовые мероприятия отменяются, а развлекательные заведения закрываются. В том числе и кинотеатры. Им, наравне с авиацией и ресторанами, досталось больше всего. Ведь их бизнес-модель предполагает нон-стоп сервис для клиентов – каждый уикенд премьеры новых фильмов и попкорн горой.
И вот уже крупнейшая сеть кинотеатров Америки АМС заявляет о возможном банкротстве, потому что простой обходится им в 125 млн долларов в месяц. Срочный сбор средств при помощи дополнительной эмиссии акций позволит сети протянуть до лета. Но что дальше?
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F58e5280dc03f4c99f91845ac963eef80.jpg)
Следующим звеном в эффекте домино после кинотеатров стали киностудии. Оказалось, им вообще невыгодно показывать свои фильмы, если половина кинотеатров закрыли свои двери. Потому они попросту начали откладывать все крупные премьеры, приносящие основную прибыль.
В итоге, главный голливудский мэйджор – Disney – в 2020 году выпустил в прокат аж одну ленту – мультфильм Вперед. Да и то только потому, что его премьера состоялась 6 марта, когда мир только начинал закрываться. В докарантинном 2019 году студия-родитель Микки Мауса выпустила 11 картин, заработав единолично почти 40% всего американского бокс-офиса.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2Fb36107e7e4fec4dd833259d0e39d3132.jpg)
Бороться с реальностью пытались Warner Bros., выпустив 4 картины, включая новый блокбастер Кристофера Нолана Тенет. Но кассовые сборы в карантин расставили все по своим местам, и студия заявила, что все свои будущие премьеры будет выпускать одновременно и на цифровом сервисе HBO Max. Так случилось под конец года с Чудо-женщиной 1984, хоть и не все создатели блокбастеров Warner Bros. в восторге от такой идеи.
Новая реальность
Те, кто считает, что с окончанием карантина все вернется на круги своя, и мы вновь окунемся в эпоху кинотеатров, заблуждаются. Уже расхожей стала фраза о том, что коронакризис не изменил мир, а лишь ускорил давно наметившиеся процессы.
Когда пару лет назад Netflix вошел в киноиндустрию с фильмами собственного производства, никто не воспринял их всерьез. Когда капитализация и обороты производства компании росли быстрее, чем у голливудских мэйджоров, всякие ворчуны говорили о массовом продукте и кивали на отсутствие оскаровского кино. Когда же в прошлом году Netflix получил номинаций на Оскар больше чем любая другая студия, даже заядлые критики дистрибуции поняли, что мир никогда не будет прежним.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F5153a35a6765e7f4242ae45aa5a5f419.jpg)
Не всемирный карантин подтолкнул гигантов вроде Disney и Warner Bros. к созданию собственных онлайн-кинотеатров. Об этом студии задумались намного раньше. Но пандемия продемонстрировала, что этот бизнес может стать не менее важным, чем старая добрая кинотеатральная дистрибуция. За прошлый год у Netflix прибавилось 37 млн подписчиков, и теперь компания может похвастать аудиторией в 200 млн человек. Сервисы от Apple, Disney, Warner Bros. и других тоже стремительно набирают обороты.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2Ffc861f327fb38ac23fdf1eeaf417c888.png)
Студии делают все больший упор именно на стриминг. Например, Disney вначале планировала выпускать Соколиный глаз с Джереми Реннером в виде полноценного фильма, но теперь делает сериал, то есть полностью отказывается от идеи его кинодистрибуции.
А те, кто собственных платформ не подготовил, вынуждены спасаться, отдавая стримингам свои уже готовые фильмы. Так, Sony продала на Apple TV+ ленту Грейхаунд с Томом Хэнксом за 70 млн долларов, заявив, что это не станет нормальной практикой для компании. Правда, потом она еще продала Netflix свой новый мультфильм Connected всего за 100 млн долларов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2Fac139a78ac4f2ad8c2e3ecf64feb1870.jpg)
Еще один фильм с Томом Хэнксом – Новости со всего света – в США выпустил в прокат Universal, но в остальном мире его показал Netflix. Поговаривают, в цифровую дистрибуцию мог отправиться и новый Джеймс Бонд от Metro-Goldwyn-Mayer и Universal, но установленную цену в 600 млн долларов никто не осилил. Не сдается пока Paramount, отвергший все предложения по продаже Лучшего стрелка: Меверик с Томом Крузом.
Что будет завтра
В 2017 году в интервью ICTV известный режиссер Роланд Эммерих сказал буквально следующее:
— Сейчас люди покупают телевизоры с диагональю, измеряемой метрами. Вы ставите такой телевизор и качественные колонки дома, и вам больше не нужен кинотеатр. Я думаю, в этом будущее киноиндустрии.
Это слова автора Дня независимости, Годзиллы и Мидуэй – фильмов, которые точно созданы для больших экранов. Именно такие картины помогут остаться на плаву кинотеатрам после карантина. Большие развлекательные блокбастеры, главный козырь которых – спецэффекты. А также всяческие технологические уловки наподобие 4DX, VR, AR и прочего.
Мартин Скорсезе уже почувствовал это на собственном опыте, когда его не очень зрелищный и чертовски длинный Ирландец не заинтересовал ни одну из крупных студий, а вышел в результате на Netflix. Режиссер в сердцах заявил, что всякие супергерои Marvel буквально заполонили экраны кинотеатров и не дают пробиться другому кино. И эта тенденция никуда не денется, лишь усилится.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F9eda4ca256cf7c53505888c8ffed1011.png)
Но только до того момента, пока и эти технологии не станут доступными для обывателей, как это случилось с плазменными панелями и скоростным интернетом. Ведь цены на технику снижаются, а билеты в кино только дорожают.
Вряд ли в ближайшем будущем мы захотим выключить свой большой телевизор с объемным звуком, вылезть из пижамы и поехать в кино, чтобы посмотреть романтическую комедию.
Особенно, если фильм стартует одновременно и в классическом прокате, и в цифре. А для стран, погрязших в пиратстве, как Украина, выход фильма одновременно в интернете вообще отнимает у кинотеатров часть аудитории, которая стремилась посмотреть ленту первой.
Студии так же не откатят назад инвестиции, вложенные в собственные цифровые сервисы. Потому рано или поздно главными киноплощадками станут домашние экраны и интернет, а кинотеатры разделят участь театров, которые, по иронии судьбы, они точно так же когда-то сделали нишевым развлечением.
Факты ICTV писали о 5 главных картинах, не вышедших в 2020 году.

