Украинских безработных решили обучать IT-специальностям, после чего их обещают трудоустроить. Эксперимент начнут с Киева, после чего, в случае успешности, его распространят на всю страну. "Апостроф" разбирался, насколько данная инициатива правительства целесообразна и жизнеспособна.
Киевских безработных бесплатно обучат IT-специальностям с гарантией последующего трудоустройства. Такое решение было принято на заседании Кабинета министров Украины 20 января.
Пока речь идет об эксперименте, который начнется со столицы. Если он окажется успешным, данную практику распространят на другие города Украины.
Участие в эксперименте сугубо добровольное. Главное условие – безработные граждане должны быть зарегистрированы в центре занятости. Правда, для того, чтобы стать участником программы обучения, нужно будет пройти тестирование и собеседование.
Читайте: Россия или Европа: куда ездят украинские заробитчане
В эксперименте также примут участие работодатели из IT-бизнеса и профильные образовательные учреждения. Последние должны иметь необходимую материально-техническую базу и опыт работы на рынке не менее пяти лет.
Обучение будет бесплатным. Более того, на время его проведения выплаты пособия по безработице сохранятся.
После завершения обучения работодатель, участвующий в эксперименте, будет обязан трудоустроить соответствующего безработного минимум на год с заработной платой в размере не менее двух минимальных зарплат (напомним, с 1 января 2021 года "минималка" составляет 6000 гривен).
Почему в плане переквалификации выбор пал на IT-сектор? В Кабмине считают, что работодатели в сфере информационных технологий испытывают нехватку специалистов с необходимыми навыками.
Что касается средств, за которые будет проводиться обучение, то их выделят из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.
Постановлением Кабмина предусматривается, что стоимость обучения одного человека не может превышать 30 тысяч гривен. При этом, если безработный прекратит обучение по неуважительной причине, или его отчислят за невыполнение учебного плана по его вине, ему придется компенсировать расходы на обучение в бюджет Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Также придется вернуть деньги, если окончивший курс обучения безработный откажется трудоустраиваться в определенную для этого компанию или разорвет договор о найме в ней в течение года.
Если же компания, предоставляющая образовательные услуги, не выполняет свои обязательства, то тогда она возмещает центру занятости полную сумму затрат на обучение.
В свою очередь, если работодатель отказывается принять на работу прошедшего обучение безработного или увольняет его раньше, чем через год, не имея на то оснований, то компенсация расходов на учебу ложится на компанию.
Безработный безработному рознь
В украинской столице, согласно данным Киевского городского центра занятости, не имеют работу чуть менее 100 тысяч человек трудоспособного возраста (показатель за девять месяцев 2020 года – 95,4 тысячи человек). В соответствии с методикой Международной организации труда, в Киеве уровень безработицы составляет порядка 7%. Это, кстати, один из наиболее низких показателей безработицы в стране (средний показатель по Украине в третьем квартале 2020 года был 9,7%).
Но далеко не все безработные зарегистрированы в центре занятости. По состоянию на 1 января 2021 года, на учете находились всего 22,2 тысячи киевлян. То есть примерно каждый четвертый, не имеющий работы.
Однако если сравнивать с 2019 годом, то этот показатель вырос в 2,5 раза (на 1 января 2020 года в Киеве было зарегистрировано 8,8 тысячи безработных).
Данные Киевского городского центра занятости
При этом безработных женщин в полтора раза больше, чем безработных мужчин (62% против 38%).
Также следует отметить, что подавляющее большинство зарегистрированных безработных киевлян (82%) – люди с высшим образованием.
А вот в возрастном разрезе никаких перекосов нет: примерно треть всех находящихся на учете в киевском центре занятости – люди младше 35 лет, примерно столько же – те, кому больше 45-ти (соответственно, 33% приходятся на возрастную группу 35-45 лет).
Перспективы есть
Специалисты считают инициативу правительства вполне разумной.
По словам эксперта по рынку труда Анны Шкумат, IT-сектор, в отличие от многих других сфер украинской экономики, не пострадал от пандемии коронавируса. Более того, отрасль в последнее время даже выросла и остро нуждается в специалистах.
"Эта сфера и в дальнейшем, как ожидается, будет развиваться. При этом к ней есть интерес и со стороны соискателей, потому что они видят в ней перспективы и возможности", - сказала она в разговоре с "Апострофом".
Шкумат отметила, что многие украинцы хотели бы пройти обучение по какой-либо IT-специальности, но не имеют такой возможности, прежде всего материальной: "Это не самое дешевое обучение, особенно, если это хорошее обучение".
Однако применительно к анонсированному эксперименту, пока непонятно, как будет проводиться отбор на курсы, кто сможет претендовать на обучение, сколько человек получат новые специальности в рамках этой программы (из более, чем 22 тысяч безработных киевлян).
Эксперт рынка труда Татьяна Пашкина также считает инициативу властей разумной и своевременной.
"IT-отрасль – одна из немногих отраслей, которая стабильно прирастает на 17-20% вакансий в год, при этом существует жесткий дефицит специалистов с разными квалификациями и компетенциями. Поэтому, думаю, что работодатели пополнению потенциальных кандидатов будут рады", - рассказала она в комментарии изданию.
Но обратной стороной медали является качество преподавания: "Насколько привлечены практики, а не люди, которые 23 года преподавали Fortran, а теперь методичку прочитают и начнут преподавать Python. К сожалению, безработные не смогут оценить, какого качества контент им втюхивают".
Качество обучения волнует и работодателей.
"Обучение этим специальностям – это же не учить гвозди забивать, а достаточно длительный и сложный процесс", - сказал в комментарии "Апострофу" предприниматель и общественный деятель, президент холдинга Internet Invest Group Александр Ольшанский.
При этом, по его словам, эксперимент должен заинтересовать IT-бизнес: "Потребность в кадрах есть, и у людей есть потребность в переквалификации. И здесь Кабмин на 100% прав. Главное, сделать это качественно".
Фото: pixabay.com
Молодым везде у нас дорога
Еще одна проблема, которая может свести на нет эксперимент - готовность или, скорее, неготовность многих работодателей предоставить работу тем, кто отучится на курсах в рамках объявленной программы.
"Не каждый работодатель готов брать "джунов" (принятое деление в среде программистов на "джунов", "мидлов" и "сеньоров" - новичков, специалистов среднего уровня и продвинутых от английского, соответственно: Junior, Middle и Senior, - "Апостроф"). Сколько будет человек – 20? Стольких трудоустроить можно, если будут у правительства с некоторыми организациями меморандумы или контракты. Если же это будет 200 человек, то нужно задуматься, куда они будут трудоустраиваться", - говорит Анна Шкумат.
При этом большие сложности с устройством на работу есть у "айтишников", которые уже имеют квалификацию, особенно, если речь идет о все тех же "джунах". Несколько человек на условиях анонимности (они не оставляют надежды получить работу в этой сфере) поведали "Апострофу" свои грустные истории о тщетных поисках работы.
Помимо того, что есть проблема с трудоустройством таких специалистов, даже, если их принимают на работу, то чаще всего она оказывается стажировкой, нередко неоплачиваемой, или речь идет об испытательном сроке, иногда также без оплаты (или с символической оплатой), длящемся несколько месяцев.
Учиться никогда не поздно
Украинские работодатели, с одной стороны, предпочитают нанимать людей с опытом, но при этом молодых. В связи с этим в нашей стране стала популярной шутка о том, что в объявлениях о вакансиях требуются работники не старше 25 лет с опытом работы не менее десяти лет.
Впрочем, реальность от шутки отличается несильно. При этом, как отметила Татьяна Пашкина, классический украинский безработный, который стоит на учете в центре занятости, - это человек с высшим образованием в возрасте 45-55 лет: "И наш эйджизм, даже, несмотря на дефицит в IT, начнет цвести махровым цветом".
В то время, как на Западе уже достаточно давно считается нормой, когда люди в 50 лет и старше осваивают новые профессии. "Поэтому придется вести разъяснительную работу с работодателями", - отметила эксперт.
Но есть проблема иного рода. Дело в том, что далеко не все способны стать программистами (при этом, как верно заметила Татьяна Пашкина, IT – это не только программирование, но и UX-дизайн, диджитал-маркетинг, тестирование и многое другое). А это значит, что многие либо вообще не отважатся пройти такое обучение, либо, если на него решатся, то не обретут нужной квалификации после его окончания. В этом случае наем на работу такого "специалиста" станет для работодателя настоящей "головной болью", по крайней мере, в течение года.
Вряд ли такая перспектива обрадует бизнес, а потому его участие в эксперименте под большим вопросом.
Другое дело, если эксперимент окажется удачным - при грамотном подходе это вполне возможно.
Но это станет понятно лишь со временем. Поэтому вполне логично, что финансирование эксперимента осуществляется за счет государственных средств, так как именно государство в лице правительства несет за него ответственность, считает Татьяна Пашкина. "Но, если все получится, то тогда, думаю, и работодатели, зная уровень (подготовки) не откажутся платить", - добавила она.
Фото: Getty images
Много профессий хороших и разных
На самом деле столичный центр занятости уже может похвастаться успешными программами переобучения безработных.
По словам Татьяны Пашкиной, подобные программы касались таких профессий, как механики, сварщики, швеи. "И работодатели, что называется, стояли в очереди, поскольку спрос на такие специальности традиционно велик", - отметила эксперт.
Так может, в таком случае, имеет смысл учить безработных именно рабочим специальностям?
В этом логика, безусловно, есть. "С одной стороны, мы идем в направлении страны в смартфоне, а для этого нужно развивать IT-технологии. С другой стороны, самые банальные, необходимые для ежедневного использования вещи страдают", - отмечает Анна Шкумат.
Но, учитывая, что подавляющее большинство безработных – это люди с высшим образованием, далеко не все из них готовы переквалифицироваться в рабочие. Кроме того, многие из них уже не в юном возрасте, а потому для них тяжелый физический труд может стать проблемой.
"Тем более, если человек действительно способен создавать продукт интеллектуальной собственности, лучше его обучить IT-специальности, а не отправлять, условно говоря, "точить болванки", - говорит Татьяна Пашкина.
Также, несмотря на немалый спрос, предлагаемые зарплаты по многим рабочим вакансиям достаточно низкие. Примером тому - разрекламированная правительством программа, в рамках которой зарплаты предусматривались на уровне 6-8 тысяч гривен в месяц.
"Несмотря на нехватку таких специалистов, заработные платы неконкурентны. Даже, если объявят бесплатное обучение на таких специалистов, я уверена, желающих будут единицы, - говорит Анна Шкумат. - Такие специалисты скорее, поедут за границу, где они смогут заработать больше".
Тем более, что, как известно, наших заробитчан в Европе ценят и ждут.