Пока жители неподконтрольных районов Донецкой и Луганской областей семь лет закрыты от мира блокпостами, не имея возможности нормально выехать не то что на отдых, а хотя бы оформить необходимые документы, украинские чиновники подумывают… нет, не об облегчении процедур для людей, оказавшихся в тяжелейшей ситуации, не об отмене штрафов за незаконное пересечение границ и не о противодействии языку вражды в адрес "коллаборантов" от граждан, живущих на мирной территории.
Именно сейчас украинские чиновники разрабатывают… туристический проект с рабочим названием DonbassTrevel.
Цитируем: "Показать знаковые локации региона жителям временно оккупированных территорий… Разработать интересные маршруты и приглашать украинцев с временно оккупированных территорий на свободную часть Донетчины и Луганщины". Это слова, которые в эфире телеканала "Дом" произнесла глава Государственного агентства развития туризма в Украине Марьяна Олеськив.
- Хотим через туризм общаться с людьми, которые оказались "на другой стороне", интегрировать их… В рамках DonbassTrevel будут интересные маршруты для того, чтобы люди недалеко ехали от своего дома, - пояснила Олеськив. - Потом же для жителей "другой стороны" будут разрабатываться туристические маршруты на западе Украины.
|
Ничего себе поездочка
Возможно, это не самый плохой проект Киева по реинтеграции неподконтрольных территорий, однако озвучен он в настолько неподходящий момент, что оторопь берет. Если даже глава Гостуризма не знает, каким образом жители ОРДЛО выезжают на свободную территорию и чего им это стоит, то пока об реинтеграции говорить рано.
Пока проект в разработке, как говорит глава агентства, так что об "интересных маршрутах" мы вряд ли узнаем – куда они ведут, например.
- Пока все самые интересные маршрута из Донецка ведут к банкоматам и отделениям Пенсионного фонда на свободной территории Украины, - с иронией комментирует житель Донецка Анатолий Павловский. – С заездом в миграционную службу, управление соцзащиты, ну и потом экскурсия по торговому центру. Знаковая локация для нас нынче – это работающий ж/д вокзал или аэропорт…
Сарказм сарказмом, но неужели украинские чиновники предполагают, что дончане поедут в турпоездку, например, в заповедник "Клебан-Бык", предварительно проехав по территории России 12-15 часов – и все для того, чтобы насладиться Дружковскими окаменевшими деревьями? Безусловно, этот памятник природы заслуживает того, чтобы им любовались, но… За те деньги, которые рядовой дончанин отдаст за эту поездку, он может съездить в гораздо более курортное место.
- Я не очень понимаю, что это за туристические маршруты на западе Украины для жителей ОРДЛО? Это какие-то специфические маршруты? И почему жителям "той стороны" нельзя пользоваться уже существующими маршрутами? – интересуется Елена Кадыш из Макеевки. – Когда были открыты границы, хотя и с блокпостами, мы выезжали в Карпаты и отдыхали 2-3 недели вместе с туристами из других регионов страны. Или считается, что жители Донбасса ничего кроме терриконов в своей жизни не видели? Ну это глупость, конечно…
Пока сказано "А" и не сказано "Б", туристический проект DonbassTrevel именно так и смотрится – глупо. Запрет на нормальный выезд, помноженный на коронавирусный карантин плюс удручающая ситуация с заработками на неподконтрольных территориях, да если еще за скобки вынести намечающуюся войну – то арифметика получается совсем уж неприглядная.
- Возможно, эти маршруты будут уже после деоккупации? Ну, так, может, тогда и поговорим, - предлагает дончанка Юлия. – И почему бы тогда не привозить в Донбасс туристов со свободной территории? Чтобы увидели последствия…
Конечно, очень хочется услышать подробности по этой инициативе от Гостуризма. Но о ней даже не рассказали в рубрике "Новости" на собственном сайте, что не может не удивлять.
|
Есть что вспомнить
А дончане уже не особо и удивляются. За прошедшие семь лет они видели достаточно, скажем так, странных решений чиновников с подконтрольной территории по поводу живущих в ОРДЛО. И каждый раз было непонятно: это какая-то новая форма издевательства или попытка облегчить жизнь, но попытка настолько корявая, что не то что легче не становится, а гораздо тяжелее.
Первое, что вспоминается – лето 2014 года. Эвакуация жителей неподконтрольных территорий. Дело благое, однозначно. Но вот расписание эвакуационных автобусов с трудом удавалось найти… в интернете. Видимо, предполагалось, что у каждой перепуганной бабушки в руке смартфон с бесплатным вайфаем. Если бы не волонтеры, которые бегали по дворам и собирали людей, клеили объявления на столбах с указанием места и времени отправки, неизвестно, состоялась бы эта эвакуация вообще.
- Да, мы, можно сказать, случайно тогда наткнулись в интернете на это расписание, оно было, кажется, на официальном сайте МЧС. Сейчас могу ошибаться, но в широком доступе его не было. Я даже не знаю, были ли вообще эти автобусы в Донецке – говорят, что да, но не спасательские, а общественные, - вспоминает житель Донецка Андрей. – Практически никто не знал, что автобусы вывозят людей, все искали кого-то на машинах, платили таксистам бешеные деньги. Идея хорошая, реализация – ужасная.
Не забыли дончане и пресловутые бумажные пропуска через линию разграничения. Для того чтобы их получить, нужно было… выехать за линию разграничения в координационные центры или передать документы на оформление пропуска на украинском блокпосту.
- Это были поездки в никуда. Я помню, как мы поехали на украинский блокпост в Курахово с копиями документов для оформления пропуска. Подавались копии паспорта, ИНН, номера телефонов, еще что-то… В общем, личные данные передавались непонятно кому. Как рассказывали потом, всеми этими горами бумаг потом пограничники растапливали печки, никаких пропусков мы не дождались. Старики платили по 600 гривен, чтобы им оформили в Донецке какие-то конторы. Потом уже ввели электронные пропуска, стало немного легче. Но идиотизм, конечно, тогда зашкаливал, - вспоминает макеевчанка Юлия Сытникова.
А пресловутые гуманитарно-логистические центры (ГЛЦ) возле КПВВ, которые были громко открыты в 2016 году и стыдливо прикрыты в 2018-м? Дончане говорят: это была вершина абсурда! Идея ГЛЦ заключалась в том, что в них (точнее – на них, поскольку ГЛЦ представляли собой несколько гектаров открытого пространства с парой-тройкой модульных построек, прилавков и мест для оптовой торговли с машин) граждане с оккупированных территорий могли бы получить банковские услуги, купить лекарства, продукты и различные товары. Пропуск на территорию центра сделали упрощенным, а цены, как обещалось, были даже чуть ниже, чем в ближайших населенных пунктах.
"Таким образом наши сограждане по ту сторону линии разграничения будут чувствовать поддержку и понимать, что от них никто не отказывается, что они дома. Что в Украине на самом деле люди живут свободно и есть перспектива развития в отличие от временно оккупированных территорий", - заявлял на открытии центра тогдашний губернатор области Павел Жебривский.
- Да, но для того чтобы попасть к банковским услугам, нужно было выстоять огромную очередь часов на 5-6 у блокпоста "ДНР", пройти там проверку, потом добраться (хорошо, если есть авто, а если нет?) до украинского КПВВ, пройти там проверку (по упрощенной процедуре, но тоже не 5 минут) - и только потом уже можно было попасть в этот "центр". Как вы понимаете, желающих отправиться по такому маршруту за мешком картошки или снять деньги с карты было, мягко говоря, немного, - рассказывает очевидец тех событий Максим Голубев. – Люди с таким трудом переезжали линию разграничения, стояли там в очередях сутками - ну не ради же дешевой картошки или лука? Смысл этих ГЛЦ был нам, тогдашним жителям Донецка, вообще неясен. Возле них даже не останавливались автобусы, которые возили людей с КПВВ в Бахмут! Мы видели, что на этих центрах стояли 2-3 машины с какими-то овощами и закрытый модульный домик, кажется, Ощадбанка. Никто туда не ездил с неподконтрольной стороны, естественно!
В итоге через два года после открытия выяснилось, что ГЛЦ местные власти использовали совершенно не в гуманитарных целях. Замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Георгий Тука с грустью заявил, что "гуманитарно-логистический центр превратили в коррупционный перевалочный центр".
- Не надо думать, что мы неблагодарные и все, что делают украинские власти, нам не нравится по умолчанию. Просто неплохие идеи вдруг становятся чудовищной реальностью. Может, стоит спросить самих людей, как они сами видят, что им необходимо? И окажется, что все проще: не надо разрабатывать какие-то странные туристические маршруты или еще что-то. Пока не случилось освобождение, просто, например, отмените привязку выплат пенсий к справкам переселенца. Боритесь со стигматизацией переселенцев и тех, кто вынужден жить в оккупации. Не называйте коллаборантами и пособниками оккупантов всех без исключения, не думайте, что 3 миллиона жителей ОРДЛО только и мечтают оказаться в России. Нет, все гораздо проще, но простых путей почему-то никто не ищет, - резюмирует переселенец Максим Голубев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ