Глава НАПК сетует на невозможность полной проверки деклараций судей
Глава НАПК сетует на невозможность полной проверки деклараций судей

Глава НАПК сетует на невозможность полной проверки деклараций судей

Глава Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции Александр Новиков сетует на невозможность полной проверки деклараций судей.

Об этом он сказал в интервью Укринформу, отвечая на вопрос, насколько эффективно государство может следить за добропорядочностью судей, ведь такой мониторинг - это тоже прерогатива НАПК.

По словам Новикова, закон о предотвращении коррупции Верховная Рада восстановила в декабре прошлого года "в том варианте, когда мониторинг жизни судей становится фикцией. Ведь если, например, благодаря медиа становится известно - судья разъезжает на Maserati..., мы должны сначала уведомить Высший совет правосудия, и уже потом проверять факт, действительно ли он таки пользуется этим авто. Понятно, что эффективность такой работы будет нулевой: сегодня пользуешься, завтра прекратил пользоваться, и мы не сможем зафиксировать этот факт".

"Фактически, - констатировал глава НАПК, - теперь у нас судьи - это класс публичных служащих, обособленный в отдельную категорию, когда речь идет о проверке образа их жизни, это люди, которые имеют больше привилегий, чем любые другие публичные служащие, в том числе Президент или же министры либо депутаты".

Он подтвердил, что судьи подпадают под полную проверку деклараций, "но вот здесь тот вариант "пропустить нельзя проверять", когда важно место запятой и порядок слов. Для "перезагрузки" системы декларирования после того самого "конституционного кризиса" благодаря декабрьским поправкам в закон, принятым Верховной Радой, следовало утвердить новый порядок полной проверки деклараций судей. Для введения в действие он должен был быть согласован с Высшим советом правосудия и собранием судей КСУ".

Однако, подчеркнул Новиков, порядок не согласовали ни Рада, ни Конституционный Суд, "поэтому мы применяем общий порядок проверки судей, но с ограничениями, предусмотренными законом. То есть руководствуемся прямой нормой закона, который был принят в декабре прошлого года".

По его словам, в законе сказано, что этот порядок должен содержать определенные особенности в отношении судей, и "все эти изменения мы прямо прописали в порядке. То есть взяли общий порядок проверки, например, народных депутатов, Президента либо Премьера, и интегрировали в него прямые нормы закона. И направили в ВСП и Конституционный Суд на согласование. В результате, несмотря на то, что судьи Конституционного Суда и в целомсудьи и без того поставлены законом в привилегированное положение, они говорят: нет, нам мало этих привилегий, мы хотим, чтобы наши декларации проверяли не так требовательно, как декларации Президента или народных депутатов. Поэтому дайте нам дополнительные привилегии, а этот порядок проверки мы не согласуем".

Как напомнил Новиков, в заключении Венецианской комиссии говорится, что, "во-первых, НАПК может проверять декларации судей, это соответствует принципам права, во-вторых, это должно делаться в общем порядке, таком же, как для других публичных лиц, в-третьих, может быть установлена дополнительная превентивная мера, например, в виде направления отчетов в Высшую квалификационную комиссию судей Украины по полугодовым либо годовым результатам таких проверок".

Таким образом, сказал глава НАПК, пока применяется общий порядок полной проверки судей, а "чтобы полная проверка деклараций судей была эффективной, следует учесть заключения Венецианской комиссии, осуществлять проверку в общем порядке и, скажем, каждые полгода информировать Высшую квалификационную комиссию судей. Потому что граждане все равны перед законом и судом, и это прямое требование статьи 8 Конституции".

Теги по теме
НАПК
Источник материала
loader
loader