Утром 13 мая коллективы КП "Киевский метрополитен" и КП "Киевпасстранс" изрядно напугали киевлян сообщением о необходимости увеличения цены на проезд до 21 грн. Мол, если столичная власть не поможет предприятиям дотациями, то не останется ничего другого, кроме как просматривать цены. Грозит ли киевлянам существенное подорожание проезда - узнавал "Апостроф".

Коммунальный транспорт на грани

Транспортники заявили, что переживают нелегкие времена, и уже вынуждены пойти на непопулярные шаги - сокращать рабочий день админработникам до четырех дней, чтобы сэкономить средства и перераспределить их на оклады работникам. Поэтому они просят у властей помощи. А иначе - придется залезть в кошельки киевлян.

"Два месяца прошлого года мы не работали, но поддерживали инфраструктуру в надлежащем состоянии. В этом году работали по спецпропускам. Пассажиропоток упал, а пассажиры - это наш доход, - говорит "Апострофу" заместитель директора "Киевского метрополитена" Наталья Макогон. - Мы не привыкли жаловаться и аккумулировали все ресурсы, чтобы заплатить зарплату, коммуналку и обеспечить ремонтные работы, содержать подвижной состав в надлежащем состоянии. Но аккумулирование всех наших ресурсов исчерпывается..."

Она добавила, что сейчас транспортники требуют поддержки со стороны властей.

"Мы работаем на своем запасе прочности. Город нас поддерживал по заработной плате, но на сегодняшний день мы не можем закупать уже определенные запчасти, речь не идет о модернизации или внедрении новинок, - отметила Наталья Макогон, подчеркнув, что подвижной состав нуждается в обновлении, ведь речь идет о безопасности людей. - Я понимаю, что все нуждаются в поддержке: врачи, педагоги, военные. Но сейчас мы очень просим поддержать транспортников, поскольку в определенной степени тоже работаем на передовой".

Заместитель директора КП отметила, что метрополитен готов проводить объективный расчет и сейчас ждет конструктивных предложений от власти - каким образом можно разрешить ситуацию, чтобы все остались относительно довольны.

Кто определяет тарифы

Процедура просмотра тарифов - дело не одного дня.

"Подчеркиваю, что решение об окончательной стоимости проезда принимается распоряжением КГГА после прохождения соответствующих процедур и расчетов", - отметил заместитель мэра Николай Поворозник.

Сначала перевозчики должны объяснить, почему возникла необходимость изменить тариф - подать соответствующее экономическое обоснование в Департамент транспортной инфраструктуры. Там его изучают и подают необходимый пакет документов по стоимости перевозок. На следующем этапе экономическое обоснование тарифа рассматривают специалисты Департамента экономики и инвестиций. Они рассчитывают, каким должен быть тариф.

Изменение тарифа происходит после подготовки соответствующего распоряжения, которому предшествует общественное обсуждение его проекта и регистрация его в Министерстве юстиции Украины.

Цена вырастет, но когда

Пассажиропоток действительно существенно уменьшился. По словам транспортного эксперта Дмитрия Беспалова, если до прошлогоднего локдауна было около 1,5 млн пассажиров в день, то накануне недавнего усиленного карантина цифра составляла менее миллиона.

"Что делать? Повышать цену, дотировать из бюджета или как-то нарастить объем пассажиропотоков. Но, возможно, что-то можно оптимизировать в структуре себестоимости. Например, в штате есть лишние люди, либо же используются устаревшие бизнес-процессы. Например, есть старый паяльник, а если им дать новый - это бы освободило несколько лишних единиц в этом месте и себестоимость бы немножко снизилась. Надо воспользоваться всеми возможностями", - отметил в комментарии "Апострофу" Дмитрий Беспалов.

Зато эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре Украинского института будущего Ярослав Пилипчук убежден, что государство должно защитить своих граждан путем дотаций на коммунальный транспорт. А повышать тарифы - нельзя.

"Это социально несправедливо, - сказал Ярослав Пилипчук "Апострофу". - Учителя и врачи получают по 5 тысяч гривен, из которых им тысячу платить за проезд? Украина поражает нелюбовью к своему народу. Люди не должны платить 20-25 грн из собственного кармана. В данных условиях это экономически неоправданно. Потому что государство должно стимулировать. Это кризис спроса и предложения. А государство должно стимулировать потребительские настроения населения. Почему клиент должен покрывать ковидные месяцы?"

Специалист добавил, что существенное повышение тарифа на проезд может иметь плохие последствия для экономики.

"Если все сейчас возьмут и возложат риски на клиента, то у нас будет колоссальная инфляция. Увеличение тарифов до 20-25 грн означает и увеличение инфляционной составляющей, что приведет к скачку цен везде, в том числе - подорожание хлеба. А это значит перераспределение от бизнеса в государственный бюджет. И мы прыгаем в еще большую яму", - отметил эксперт.

Но роста цены, по мнению Дмитрия Беспалова, не избежать. Правда, цену 20 грн за проезд - ждать не стоит.

"Мне это напоминает историю о "проси 25, чтобы дали 15". Это тоже стандартная история для коммунальных предприятий, и они никогда не получают полностью то финансирование, которое просят. Возможно и здесь они преувеличили определенные моменты, чтобы потом сойтись на меньшем тарифе, типа 15 грн, потому что подорожание почти втрое - я такого не помню, и это всегда шок. Похоже на элемент торга - давайте договариваться посередине", - считает специалист.

Еще один вопрос - когда повышать цены.

"На месте власти я бы сделал это летом. Люди в отпусках, меньше передвигаются по городу и вообще добрее. А осенью все возвращаются к активной работе, поэтому повышением цены на проезд могут быть очень недовольны", - убежден Дмитрий Беспалов.

Впрочем, экономически обоснованная цена - это на самом деле не то, что должно касаться пассажиров, говорит "Апострофу" заместитель министра финансов, а также специалист в сфере транспорта Александр Кава. Киевляне и так платят за городской транспорт больше, чем в соседней Варшаве.

"Там действует неограниченный проездной билет на проезд, которым можно пользоваться во всех видах транспорта, и в месяц они тратят не более 25 долларов, - говорит Александр Кава. - В Киеве проездной только на проезд в муниципальном транспорте стоит более 50 долларов, и он не дает права на безбилетный проезд в маршрутках. Если посчитать, сколько киевлянин платит в месяц за пользование общественным транспортом - это существенно большая сумма, чем та, которую платят жители Варшавы, Праги и Будапешта".

И это не говоря о том, что в соседних странах транспорт ходит по расписанию - на каждой остановке есть табло, показывающее время до прибытия следующего автобуса (троллейбуса, трамвая). В Киеве такой сервис доступен на небольшом количестве остановок общественного транспорта.

В то же время, общественный городской транспорт является планово убыточным во всех без исключения городах развитых стран мира.

"Это нормальные расходы городских бюджетов на дотации на перевозку пассажиров и развитие общественного транспорта. Тарифы на перевозку в городском транспорте устанавливаются на уровне, доступном для граждан этого населенного пункта. Как показывает опыт развитых стран, дотация составляет до 70-80% от доходов компаний, которые занимаются перевозками пассажиров, - пояснил Александр Кава. - В Варшаве, Будапеште или Праге расходы на городской транспорт для мэра - то же, что расходы на школы и поликлиники. Поэтому пугать горожан заоблачными цифрами абсолютно некорректно. Киев имеет бюджет в этом году около 60 млрд грн и, очевидно, этого достаточно, чтобы компенсировать и метрополитену, и Киевпасстрансу недополученный доход от сбора выручки".

Маршрутки тоже подорожают

Если проезд в коммунальном транспорте подорожает - найдутся и те, кто останется в выигрыше. Это частные перевозчики. Однако и в маршрутных такси также будут пересмотрены цены, рассказал "Апострофу" директор Общественного союза "Ассоциация перевозчиков Киева и Киевской области" Игорь Мойсеенко.

"На карантине пассажиропоток был слабоват, - говорит Игорь Мойсеенко, - люди в основном разъехались по регионам. Сейчас изучаем пассажиропоток, подсчитываем убытки. Исходя из этого, будем принимать решение о повышении стоимости проезда".

Впрочем стоимость проезда в маршрутках не превысит 10 грн. Решение о пересмотре цен рассмотрят на следующей неделе.

Кроме того, Игорь Мойсеенко убежден, что существенного повышения цен на проезд в коммунальном транспорте не будет.

"Я вас уверяю, что такого подорожания в коммунальном транспорте не будет", - ответил Игорь Мойсеенко, подчеркнув, что разница между экономически обоснованной ценой и реально существующим тарифом на проезд компенсируется дотациями из государственного бюджета.

"Да, частично, цена может повышаться, если у государства нет этих миллиардов, чтобы полностью покрыть эту разницу. Но это не те цифры, которые они озвучили, - добавил Игорь Мойсеенко. - Я придерживаюсь того, что городской транспорт должен быть дорогим. Но не для пассажира, а городского бюджета".

Теги по теме
метро
Поделиться сюжетом