Можно ли улучшить качество образования после года дистанционного обучения
Можно ли улучшить качество образования после года дистанционного обучения

Можно ли улучшить качество образования после года дистанционного обучения

Впервые со времен Второй мировой войны образовательный процесс столкнулся с глобальным закрытием школ. Из-за Covid-19 произошел такой сбой в системе, который задел более 1,6 млн учащихся из более чем 190 стран мира. Незащищенные слои населения оказались в более затруднительном положении. Для них получение знаний почти остановилось из-за того, что дистанционное обучение не было организовано должным образом.

В более развитых странах государство быстрее начало беспокоиться о том, чтобы онлайн-образование проходило эффективно. Но дистанционное обучение ухудшило уровень знаний учащихся, изоляция увеличила уровень стресса и негативно сказалась на психологическом состоянии многих школьников. Такой вывод можно сделать по результатам исследования качества дистанционного обучения, проведенного Международной консалтинговой компанией McKinsey & Company.

Компьютер не может заменить школьный класс

Осенью 2020 года было опрошено более 2,5 тыс. учителей из США, Великобритании, Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии и Китая. И хотя учителя во всем мире имеют разные стили и стандарты преподавания, в их ответах было кое-что общее - педагоги согласились с тем, что компьютер не может заменить школьный класс.

Наиболее негативно к онлайн образованию отнеслись педагоги США и Японии. Более 60% оценили качество дистанционного обучения от 1 до 3 по десятибалльной шкале. Самый большой средний балл опрос выявил в Австралии – 7 баллов.

Стоит отметить, что в этой стране еще до пандемии был высокий уровень диджитализации школ и университетов. 65-70% студентов учились вне стен университетов, школьники также имели благоприятные условия для самостоятельной обработки материала. В Австралии в государственных школах ученикам предоставляются в пользование ноутбуки и планшеты, задания присылают в электронной форме на почту, предоставляют учебные материалы в аудио- и видео форматах. Из-за этого большинство австралийских учителей во время опроса ответили, что дистанционное обучение для них по качеству не уступает обычному. Но такое отношение к онлайн скорее является исключением из правил даже среди развитых стран.

Ученики отстали от школьной программы

Японские учителя считают, что ученики отстали от школьной программы на месяц, тогда как в США, Канаде и Великобритании педагоги оценили отставание на четыре месяца.

Педагоги из частных школ оказались более довольными дистанционным обучением и оценили его в среднем на 6,2 балла, тогда как их коллеги из государственных школ на 4,8 балла. Учителя, работающие в школах, где подавляющее число учеников из бедных семей, признали виртуальные классы неэффективными, оценив их в 3,5 балла.

Еще одно открытие опроса – педагоги считают, что детям младшей школы более важно присутствие в школе, ведь им тяжелее обрабатывать и усваивать материал.

А что же Украина? С 29 марта до 21 мая 2021 года в нашей стране проводилось мониторинговое исследование качества начального образования «Состояние сформированности читательской и математической компетенций выпускников начальной школы». Его официальной целью является отслеживание изменений, которые были введены реформой "Новая украинская школа". Но по факту результаты позволят проанализировать эффективность дистанционного обучения для 3-4-х классов, ведь ученики младшей школы в Украине уже год перманентно находятся на удаленной форме обучения.

Уже сейчас можно говорить о низком качестве дистанционного образования

В исследовании принимали участие 9 тысяч четвероклассников из 365 учебных заведений. Они выполняли тестовые задания по чтению и математике и отвечали на вопросы анкеты. И хотя полноценный анализ еще не сделан, уже сейчас можно говорить о низком качестве дистанционного образования. А недавно обнародованные результаты национальных мониторингов в других странах не добавляют оптимизма.

Сравнивая с развитыми странами мира ситуацию в украинских государственных школах, видим пропасть, которую за год не удалось преодолеть. Ведь у нас не была разработана и введена единая система перехода на дистанционное образование и контроль качества ее проведения. Уровень диджитализации школ и компьютерная грамотность учителей остаются крайне низкими. Учителя не научились заинтересовывать учеников с экрана и интерактивно сотрудничать с ними, вовлекая в предмет. Не разработаны стратегии обучения педагогов тому, как проводить занятия онлайн эффективно и контролировать уровень знаний.

Поэтому результаты всеукраинского мониторинга стоит воспринимать как важный аргумент в пользу того, чтобы трансформировать учебные программы в более «компетентностные», укреплять материальную базу украинского школьного образования и повышать профессиональный уровень наших учителей.

Дистанционное образование имеет свои недостатки и преимущества

Дистанционное образование имеет свои недостатки и преимущества, однако в условиях карантина оно вынужденное и незаменимое. Конечно, школьники хуже усваивают предметы онлайн, чем на уроках в классах, однако дистанционное обучение до 4 недель даже в начальной школе не снижает существенно прогресса учеников при условии, что учитель работает интерактивно, а не «говорит с собственной презентацией».

По опыту школ КМДШ стоит отметить, что когда дистанционное образование построенное на основе качественной обратной информации, которую учитель предоставляет каждому ученику, а ученики учителю на каждом уроке, это позволяет объективно оценивать себя и менять следующее занятие, реагируя на полученный фидбек. Ведь о том, насколько "дистанционка" качественная или нет, судят на основе валидных результатов, полученных на основе такого фидбэка, и результатов мониторинга. Обнародование результатов последнего – не последний, а начальный этап для того, чтобы внедрять изменения, направленные на качество образования.

Пробелы в образовании сегодня - это огромный откат назад

И напоследок. Говоря о падении качества образования из-за пандемии COVID-19, мы часто забываем о долгосрочных последствиях этой проблемы. Пробелы в образовании сегодня – это огромный откат назад в экономической, научной, технических, культурных отраслях в будущем. Это зерна, которые посадили, но почему-то забыли поливать водой знаний и наставничества.

Лидия Билас, соучредитель сети школ полного дня КМДШ

Читайте все статьи автора

Читайте последние новости Украины и мира на канале УНИАН в Telegram

Теги по теме
Новости Украины Школа
Источник материала
Поделиться сюжетом
Упоминаемые персоны