Сирийский диктатор выбрал символическое место для голосования - город Думу, который был оплотом сопротивления.
В Сирии прошли выборы президента, призванные продемонстрировать твердость позиций Башара Асада, чья победа была предрешена заранее. Однако красивая картина была омрачена протестами в отвоеванных районах и непризнанием Запада легитимности выборов. Корреспондент.net рассказывает подробности.
"Эти мошеннические выборы"
Министры иностранных дел Германии, Франции, Италии, Британии и Соединенных Штатов резко раскритиковали президентские выборы в Сирии, начавшиеся 26 мая.
"Мы осуждаем решение режима Асада провести выборы за рамками, установленными резолюцией 2254 Совбеза ООН, и присоединяемся к голосам сирийцев, включая голоса представителей гражданского общества и сирийской оппозиции, которые назвали это голосование незаконным", - говорится в совместном заявлении дипломатов.
Как отметили главы внешнеполитических ведомств этих стран, свободные и справедливые выборы в Сирии должны проходить под наблюдением ООН.
"Выборы могут заслужить доверие лишь в том случае, если в них позволят участвовать всем сирийцам, включая внутренних беженцев и представителей сирийской диаспоры, и если они будут проходить в безопасных условиях без давления", - говорится в документе.
Дипломаты подчеркнули, что "эти мошеннические выборы" не способстуют приближению политического урегулирования войны в Сирии, которая длится с 2011 года.
Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель также заявил, что президентские выборы в Сирии не отвечали критериям подлинно демократического голосования.
"Выборы, состоявшиеся в Сирии 26 мая, не отвечали ни одному критерию подлинно демократического голосования и не способствуют урегулированию конфликта", - отметил верховный представитель ЕС по внешней политике.
Конкуренцию Асаду, который правит Сирией с 2000 года после смерти своего отца, хотели составить более 50 человек, однако зарегистрированы были только двое, кроме действующего президента. Соперниками диктатора стали технические фигуры из подконтрольной ему оппозиции: Абдулла Саллум Абдулла и Махмуд Ахмед Мараи.
Правом голоса обладают около 18 миллионов сирийцев, как проживающих в стране, так и за ее пределами (они могли проголосовать в посольствах).
Нынешние выборы - вторые, проходящие с начала военного противостояния. Предыдущие прошли в 2014 году, Асад победил, получив 89 процента при объявленной явке в 73 процента. Запад их не признал.
Поскольку победитель выборов фактически был известен заранее, голосование стало, по сути, референдумом о доверии Асаду, который останется управлять страной еще на семь лет.
Именно в этом ключе велась вся предвыборная агитация в стране, в том числе организованные по указке центра местными администрациями митинги в поддержку главы государства.
Привличение кандидатов от внутренней оппозици были призвано создать видимость демократического процесса. Внешняя оппозиция выборы бойкотировала, назвав их фарсом.
Правительство подчеркивало в ходе избирательной кампании, что все институты и процессы в Сирии работают нормально. И это несмотря на то, что значительная часть территории страны контролируется противниками Асада.
Но для сирийских властей голосование стало символом победы в войне. Именно это заявление было ядром выступления Асада в день голосования.
Сирийский лидер вместе со своей супргуой Асмой голосовали в символическом месте - городе Дума в пригороде столицы Дамаск, который с начала гражданской войны был оплотом сопротивления.
7 апреля 2018 года в Думе применили химическое оружие, что было подтверждено экспертами Организации по запрещению химоружия. На следующий день российские военные сообщили, что Дамаск договорился с лидерами группировок Восточной Гуты о выводе боевиков. Город покинули, по разным данным, от 20 тысяч до 40 тысяч человек.
Оппозиция и западные страны возложили ответственность за атаку, в результате которой погибли не менее 70 человек, на президента Асада.
Через неделю вооруженные силы Соединенных Штатов, Британии и Франции ударили по Сирии более сотни ракет, в том числе Tomahawk.
Среди целей были штаб-квартира президентской гвардии, система ПВО под Дамаском и научно-исследовательские центры, которые, как заявили в Вашингтоне, занимаются разработкой химического оружия.
Для Башара Асада поездка в Думу стала первой с момента возвращения города.
Проголосовав, он обратился к жителям с поздравлениями в связи с "освобождением от терроризма, с возвращением в лоно родины", а также поблагодарил их за вклад в восстановление мирной жизни.
В провинции Идлиб прошли митинги протеста против выборов. Участники призывали соотечественников не ходить на избирательные участки и "бойкотировать голосование ради собственного дома". В Идлибе выборы не проводились, так как провинция контролируется оппозицией, поддержку которой оказывает Турция
Демонстрации против голосования проходили не только на территории Сирии (той части, которую не контролирует Асад), но и в других странах. В Германии вынужденные бежать из страны сирийцы провели акцию протеста у посольства страны в Берлине.
Базирующаяся в Стамбуле Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил также заявила о непризнании выборов легитимными. Ее глава Наср аль-Харири настаивает, что действующий президент потерял легитимность еще десять лет назад, когда в стране начались первые столкновения.
Сирия остается разделенной, и перспективы вернуть под контроль Дамаска остающиеся территории без пролития рек крови пока не просматриваются.
Одной из главных проблем страны остается экономика. Ряд исследований показывает, что война уничтожила около 40 процентов сирийской инфраструктуры. У трети населения нет доступа к необходимым для нормальной жизни условиям, таких как вода и канализация.
Страна, когда-то бывшая региональной житницей, способна покрыть собственные потребности в зерне лишь на 50 процентов. Цены растут, уровень зарплат падает. По разным оценкам, для восстановления Сирии может понадобиться от 250 миллиардов до 530 миллиардов долларов.
Западные страны не планируют отменять санкции в отношении Сирии и выделять средства до проведения политических реформ, которые подразумевают уход Башара Асада.