Лидеры европейских стран готовят санкционные меры в ответ на перехват самолета и задержание оппозиционера.
Беларусь попала в воздушную блокаду и вскоре рискует потерять доход от ключевых экспортных товаров. Евросоюз готовят санкции, которые заденту прибыльную калийную промышленность, нефтехимические компании и финансовый сектор Беларуси. Корреспондент.net рассказывает подробности.
ЕС готовится использовать язык силы
В четверг, 27 мая, министры иностранных дел стран ЕС встретились на неформальном саммите в Лиссабоне, на котором обсудили ответ на принудительную смену курса самолета Ryanair над Беларусью и арест оппозиционного журналиста Романа Протасевича и его девушки Софьи Сапеги, находившихся на борту.
Брюсселю следует "принять меры, вес которых будет ощутим для Лукашенко", - подчеркнул верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель на полях встречи в Лиссабоне. По мнению дипломата, ЕС должен показать, что он "готов использовать язык силы".
Обсуждение прошло через несколько дней после введения штрафных мер, которые стали редким в последнее время проявлением единства всех стран Евросоюза. К ним также присоединилась Украина и Британия, которые дали ответ на "государственное пиратство" еще раньше своих европейских союзников.
Эти страны объявили о закрытии воздушного пространства и аэропортов Евросоюза для бортов белорусских авиакомпаний. Кроме того, европейским авиаперевозчикам рекомендовали избегать перелетов над территорией Беларуси. Впрочем, многие компании пришли к такому решению еще до рекомендаций Брюсселя.
Последствия воздушной блокады Беларуси
Теперь ЕС, по всей вероятности, введет санкции, которые действительно причинят ущерб режиму Александра Лукашенко в Беларуси, отмечает немецкое издание Die Welt. Готовящиеся меры впервые выйдут за рамки точечных санкций, которые вводились трижды в связи с жестким подавлением массовых протестов после выборов президента.
Главы государств и правительств ЕС согласовали новые санкции против Беларуси на чрезвычайном саммите еще в понедельник, но теперь дело за Еврокомиссией, которая должна представить государствам соответствующие объекты санкций.
Готовятся два типа санкций: во-первых направленные против лиц и организаций, поддерживающих белорусские власти. В этом списке уже находятся Лукашенко и около 90 человек из его окружения. Их счета в ЕС заблокированы, а въезд в Европу запрещен. Однако эти санкции не дали эффекта, поскольку элита Беларуси связана больше с РФ, чем с Евросоюзом.
Гораздо более эффективными являются в свою очередь запланированные экономические санкции. Санкции будут направлены на сектора, в которых особую роль играют государственные предприятия. Это прежде всего химический, сырьевой и нефтяной секторы.
"Ключевое слово - калий", - сказал на полях саммита министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн. Беларусь является четвертым по величине производителем калийных удобрений в мире после Канады, Китая и России.
Его литовский коллега Габриэлюс Ландсбергис говорил о нефтяном секторе, министр иностранных дел Германии Хайко Маас - о финансовых операциях. Ландсбергис отметил, что санкции должны затрагивать секторы, которые в большей степени связаны с личным благосостоянием белорусских чиновников.
Это подтверждает информацию, опубликованную накануне агентством Bloomberg и газетой Financial Times. Согласно документу, на который ссылаются СМИ, санкции затронут сектора, на которые в сумме приходится около половины товарного экспорта Беларуси.
Доход от поставок нефтепродуктов в Европу занимает около 20 процентов поступлений бюджета страны. В 2020 году их поставка на европейский рынок принесла Беларуси более одного миллиарда долларов. Общий объем экспорта калия страны в 2020 году составил 2,4 миллиарда долларов, но на ЕС пришлось менее десяти процентов.
Однако банковский сектор Беларуси сохраняет высокий уровень долларизации: более 65 процентов депозитов физических и юридических лиц в местных банках номинировано в иностранной валюте (преимущественно в долларах и евро).
А основным источником поступления валюты в резервы Беларуси являются доходы госбюджета от внешнеэкономической деятельности, в частности экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
В первом квартале 2021 года сбор пошлин на экспорт калийных удобрений превысил в 3,9 раза пошлины от вывоза нефтепродуктов, что связано прежде всего с ростом мировых цен на удобрения.
"Это нанесет просто катастрофический удар по экономике, потому что у страны нет валютных резервов", - цитирует Коммерсант экономиста Дмитрия Болкунца.
Товарный экспорт из Беларуси в 2020 году составил 29 миллиарда долларов, в первом квартале 2021 года - 8,2 миллиарда. 45 процентов экспортных поставок по стоимости приходилось на Россию (по 2020 году). Вторым крупнейшим торговым партнером Беларуси после России является Евросоюз, говорится на сайте Еврокомиссии.
При этом Евросоюз опасается, что санкции могут еще больше подтолкнуть Беларусь, которая до сих пор пыталась противопоставлять друг другу Россию и ЕС, в объятия Москвы. В крайнем случае российские компании могут даже поглотить ослабленные государственные предприятия Беларуси, отмечает Die Welt.