Прощайте, еврономера! Украинцам дали полгода на льготную растаможку евроблях
Прощайте, еврономера! Украинцам дали полгода на льготную растаможку евроблях

Прощайте, еврономера! Украинцам дали полгода на льготную растаможку евроблях

Растаможить "евробляхи" на льготных условиях можно в течение 180 дней (270 — для участников АТО/ООС). Отсчет начнется с 15 июня.

"Время растаможивать "евробляхи"!" — призывают на главной странице сайта общественной организации "Авто Евро Сила", которая с сентября 2016 года требовала снизить стоимость растаможки авто для украинских граждан. На льготных условиях это можно сделать в течение 180 дней (270 — для участников АТО/ООС). Отсчет начнется с 15 июня.

Под новые правила подпадают "евробляхи", ввезенные в Украину до конца 2020 года, возрастом от пяти лет и массой не более 3,5 т. При растаможке такие авто освобождаются от ввозной пошлины, а НДС и акцизный налог взимаются по льготной ставке.

"Базовая ставка будет колебаться от €0 до €150, и в большинстве случаев стоимость растаможивания не превысит €1 тыс., — объясняет Ирина Смитюх, адвокат АО "Лещенко, Дорошенко и партнеры". По ее словам, сумма акциза зависит не от стоимости, а от возраста, объема и типа двигателя авто. Чем моложе автомобиль и меньше объем двигателя, тем ниже акцизный налог. Для электрокаров и гибридов предусмотрена нулевая ставка.

За все авто, которые растаможиваются по льготной процедуре, придется уплатить взнос 8,5 тыс. грн (около €250), чтобы избежать административной ответственности за нарушение сроков и требований таможенного режима временного ввоза или транзита транспортного средства. Иначе придется платить штраф 170 тыс. грн.

На сайте организации "Авто Евро Сила" стоимость растаможки по новым правилам можно рассчитать с помощью онлайн-калькулятора. Для расчета достаточно ввести год выпуска авто, тип двигателя и его объем. Например, для Volkswagen Golf 2015 года с бензиновым двигателем 1400 куб. см расходы на льготную растаможку составят €658 (ставка за возраст — €0, за объем двигателя — €350, за тип топлива — €0, взнос — €250, НДС — €58). За Mercedes-Benz 2010 года с дизельным двигателем 2000 куб. см придется заплатить €1008 (ставка за возраст — €50, за объем двигателя — €500, за тип топлива — €100, взнос — €250, НДС — €108). Если бы аналогичные авто пришлось регистрировать в Украине по действующим в 2020 году общим условиям, ориентировочные затраты составили бы €2736 и €2920 соответственно.

Согласно закону, на льготные условия растаможки не могут расчитывать владельцы авто ниже экостандарта "Евро-2", а также тех, что ввезены из России или оккупирован­ной терри­тории

По подсчетам Института исследований авторынка, по сравнению со стандартной процедурой наиболее выгодно регистрировать "евробляхи" с большим объемом двигателя — затраты будут ниже в несколько раз. В качестве примера эксперты института приводят Volkswagen Touareg 2012 года с дизельным двигателем объемом 3000 куб. см, растаможка которого по льготной процедуре обойдется €1276 (10% от стоимости авто), тогда как стандартный режим предполагает расходы €6590 (51%).

У таможенного оформления есть альтернатива.

"Если собственники не готовы растаможивать авто, закон предоставляет им возможность вывезти автомобиль из Украины, уплатив в бюджет добровольный взнос 8,5 тыс. грн, — заключает Кристина Шаповалова, адвокат, старший юрист ЮФ Eterna Law. — В таком случае собственник авто также освобождается от административной ответственности". Это для тех, кто передумал пользоваться машиной.

Растаможка евроблях: льготы не для всех

По приблизительным оценкам, озвученным в СМИ, в Украине находятся до 900 тыс. авто на иностранных номерах. Впрочем, далеко не все из них подпадают под льготные условия растаможки, например, авто моложе пяти лет и те, что ввезены с начала 2021 года. Также для льготной процедуры действует принцип "один владелец — одно авто".

Если собственники не готовы растаможивать авто, закон предоставляет им возможность вывезти его из Украины, уплатив в бюджет взнос 8,5 тыс. грн

адвокат, старший юрист ЮФ Eterna Law
Кристина Шаповалова

Льготы не распространяются и на транспорт, не соответствующий экологическим стандартам: ниже "Евро-2" для легковых авто и "Евро-5" — для грузовых массой до 3,5 т. То есть в рамках льготного режима можно узаконить легковушки 1996–2016 годов выпуска и грузовики до 3,5 т, произведенные в 2009–2016 годах. Льготно растаможить не получится и авто, ввезенные из государства-агрессора (России) или с временно оккупированной территории (Крым и ОРДЛО).

Прощайте, еврономера! Украинцам дали полгода на льготную растаможку евроблях - Фото 1
ВВЕЗТИ ПО ПРАВИЛАМ. Специальные компании предлагают и ввоз авто из ЕС, и их растаможку и регистрацию. Нужно лишь оплатить услуги
Фото: УНИАН

По информации Анны Артеменко, директора по развитию бизнеса консалтинговой компании "Ольшанский и Партнеры", самым популярным запросом в украинском сегменте интернета при поиске подержанных авто остается российский ВАЗ. "Из всех указанных в запросах марок на долю ВАЗ приходится 34,2% спроса, в среднем это 113,1 тыс. запросов в месяц, — уточняет собеседница Фокуса. — С большим отрывом за ним идут Kia (8,6%, или 28,4 тыс. запросов), Renault (6,1%, или 20,2 тыс. запросов), Mercedes (5,5%, или 18,2 тыс. запросов) и Ford (4,6%, или 15,3 тыс. запросов)".

Важно "Растаможка по новому": во сколько обойдется легализировать "евробляху" (формула)

Даже у тех автолюбителей, чьи авто формально соответствуют критериям новых законов, с льготной регистрацией могут возникнуть трудности. В Институте исследований авторынка отмечают, что таким образом можно растаможить только авто, которое находится в собственности. Это подтверждается договором купли-продажи, счетом-фактурой и т. п. Но у многих "евроблях" владельцами юридически остаются иностранные граждане или компании. Установить с ними связь зачастую проблематично.

По словам экспертов, с которыми пообщался Фокус, трудновыполнимым выглядит и требование к легализации только тех авто, которые сняты с учета в других странах, что в условиях карантинных ограничений сделать трудно. Так что большинство владельцев "евроблях" воспользоваться льготными условиями растаможки вряд ли смогут.

Регистрация авто по общим правилам

Тому, кто только планирует привезти авто из-за рубежа, на льготы рассчитывать не приходится. Им придется заплатить ввозную пошлину, которая для большинства авто составляет 10% от таможенной стоимости, акцизный налог, размер которого зависит от возраста машины, типа топлива, объема или мощности двигателя, а также 20% НДС от суммы таможенной стоимости, ввозной пошлины и акцизного налога. При первой регистрации авто в Украине также взимается взнос в Пенсионный фонд ­(3–5%).

Сегодняшние стандартные условия регистрации авто на еврономерах намного мягче тех, что действовали в Украине до 2019 года. Тогда из-за бунтов автовладельцев законодатели снизили сборы, из-за чего в Украине заметно выросло количество регистраций ввезенного из-за рубежа транспорта. Тем не менее многие пользователи "евроблях" тогда заняли выжидательную позицию в предвкушении новых послаблений. Как оказалось, не напрасно.

Прощайте, еврономера! Украинцам дали полгода на льготную растаможку евроблях - Фото 2
Сколько евроблях зарегистрировали украинцы в 2015-2020 гг.
Фото: Людмила Лысак (инфографика)

К слову, в 2021 году в Украину выгодно ввозить электромобили. Они освобождены от НДС и пошлины. Взимается только акцизный налог, размер которого зависит от мощности электродвигателя. Благодаря льготам, действующим с января 2018 года, количество электромобилей в Украине неуклонно растет. В марте ­2021-го их насчитывалось 26,1 тыс., тогда как до 2018-го — менее 4 тыс. Почти 90% электрокаров в Украину ввезли уже с пробегом. По расчетам AUTO-Consulting, на начало 2021 года средний возраст авто с электрическим двигателем в Украине составляет 4,9 года. Более половины — это японский Nissan Leaf.

И все же количество купленных за границей подержанных автомобилей невелико.

"Абсолютное большинство украинцев среди тех, которые упоминают при поиске географию, хотят купить авто в Украине — 72,7%, или 121,7 тыс. запросов в месяц, — рассказывает Анна Артеменко. — Вторая по популярности локация — Германия (в среднем 7,6%, или 12,6 тыс. запросов в месяц), третья — Литва (7,4%, или 12,3 тыс. запросов)".

Прощайте, еврономера! Украинцам дали полгода на льготную растаможку евроблях - Фото 3
Стоимость покупки б/у авто за рубежом
Фото: Людмила Лысак (инфографика)

В 2020 году из-за карантинных ограничений и закрытия границ самостоятельно пригнать авто из-за рубежа было проблематично. Зато ограничения подтолкнули развитие бизнеса посредников, поставляющих такие авто под ключ. Они подбирают, покупают, доставляют в Украину, растаможивают, регистрируют и при необходимости ремонтируют машину. Большинство бизнес-процессов таких посредников перешли в онлайн. Подержанные авто из Европы уже не "пригоняют", а покупают удаленно и доставляют в Украину автовозами. В одной из посреднических компаний, к которым обратился Фокус, утверждают, что с началом карантина с помощью автовозов в Украину они ввезли уже около 2 тыс. авто.

Важно Бум подержанных авто. Как купить и растаможить "евробляху" в Украине?

Стоимость услуг посредников стартует от €600. Чем дальше находится авто — тем дороже. Например, доставка из США в контейнере на корабле в порт Одессы стоит до $2 тыс. Так, один из посредников приобрел там для клиента Ford Fusion 2016 года за $1,85 тыс. Стоимость авто под ключ с учетом доставки, растаможки, ремонта и регистрации в Украине составила $8,9 тыс. Аналогичные машины на внутреннем украинском рынке выставляют на продажу от $11 тыс.

При всей кажущейся привлекательности покупка авто за рубежом, даже через посредников, — дело хлопотное и рискованное. Доверять здесь стоит только проверенным компаниям с хорошей репутацией и правдивыми рекомендациями. Ведь есть риск купить машину со скрытыми серьезными и очень дорогостоящими по ремонтным работам изъянами или же и попасть на удочку мошенников и никогда не получить долгожданный автомобиль.

Теги по теме
авто авторынок
Источник материала
loader
loader