Год после взрыва. Почему кризис в Ливане все хуже
Год после взрыва. Почему кризис в Ливане все хуже

Год после взрыва. Почему кризис в Ливане все хуже

Ливанский кризис входит в первую тройку самых серьезных кризисов в мире с начала 19 века, считает Всемирный банк.

В Ливане год назад в порту Бейрута произошел один из самых мощных неядерных взрывов в истории. Погибли 214 человек, пострадали свыше шести тысяч, сотни тысяч остались без жилья.

По случаю годовщины Human Rights Watch опубликовала доклад, из которого выходит, что во взрыве, уничтожившем экономику страны, виновны местные чиновники.

Тем временем в Ливане усугубляется как экономический, так и политический кризис. Протесты не утихают. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Чиновники предвидели, но ничего не сделали

В первую годовщину взрыва в порту Бейрута тысячи людей вышли на улицы, требуя наказать виновных в этой трагедии. Спецслужбы и армия усилили меры безопасности на въездах в столицу и на дорогах, ведущих в порт Бейрута, обыскивались машины, прибывающие в город.

Командование ливанской армии заявило, что арестовало нескольких молодых людей, которые собирались принять участие в памятных мероприятиях, имея при себе большое количество оружия и боеприпасов.

Силы безопасности Ливана организовали шествие с Площади павших в Бейруте до порта, где произошла трагедия. Участники акции возложили цветы к мемориалу, возведенному в память о погибших при взрыве в бейрутском порту.

Несмотря на памятные мероприятия, на улицах ливанской столицы начали собираться демонстранты, осуждающие отсутствие правосудия и отказ от снятия иммунитета с главных обвиняемых в катастрофе. 

По делу о взрыве суд арестовал более 30 человек, но из-за высокого уровня коррупции в стране никого из высших чиновников так и не привлекли к ответственности.

В этот день правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала доклад на 700 страницах, в котором содержится анализ официальных документов, а также расшифровки интервью с высшими должностными лицами Ливана, включая президента, временного премьер-министра и главу государственной безопасности страны. 

Правозащитники выяснили, что с 2014 года, когда груз с аммиачной селитрой прибыл в бейрутский порт, различные органы власти получали предупреждения о возможности взрыва.

"Некоторые правительственные чиновники предвидели смерть, к которой может привести присутствие аммиачной селитры в порту", - сообщается в отчете международной организации.

В Human Rights Watch обвинили ливанских чиновников в преступной халатности. Организация призвала Совет по правам человека ООН объявить официальное международное расследование взрыва. Иностранные правительства, по мнению правозащитников, должны ввести санкции в отношении официальных лиц Ливана из-за нарушений в области прав человека и коррупции.

Вечером начались жесткие столкновения между демонстрантами и сотрудниками правоохранительных органов. Митингующие у здания парламента начали забрасывать силовиков камнями и металлическими прутьями, после чего попытались сломать заграждения. Полиция была вынуждена применить слезоточивый газ и водометы.

В ходе столкновений, который продлились не менее трех часов, пострадали 84 человека, сообщил представитель Ливанского Общества Красного Креста Джордж Кеттане. 13 человек госпитализировали, остальным оказали помощь на месте.

Управление сил внутренней безопасности утверждает, что протестующие пытались захватить парламентский дворец. Сообщается, что демонстранты напали на несколько офисов у Министерства телекоммуникаций. Известно о задержании двух человек.

4 августа 2020 года в порту ливанской столицы Бейрут прогремел колоссальный взрыв, который оказался одной из самых разрушительных промышленных катастроф в истории человечества.

Сдетонировал брошенный на складе бесхозный груз селитры с сухогруза, арестованного Ливаном еще в 2014 году. Взрыв был такой силы, что сейсмические станции по всему миру зарегистрировали его как землетрясение магнитудой 3,3, а грохот от него услышали в 250 километрах, на Кипре.

Погибли больше 200 человек, тысячи получили тяжелые ранения. Инфраструктура ливанской столицы понесла сильнейший ущерб, оцениваемый в миллиардах долларов.

Ливан и до взрыва находился в глубоком экономическом кризисе - Всемирный банк поместил этот кризис в десятку самых серьезных в мире с середины 19 века. Однако катастрофа в порту его многократно усугубила - теперь ливанский кризис входит в первую тройку. 

До взрыва порт принимал до 60 процентов всего импорта страны, почти во всех сферах зависящей от поставок из-за рубежа, а зернохранилище было способно содержать 85 процентов всего национального запаса зерна. Из-за его разрушения Ливан испытывает острый продовольственный кризис. 

Еще в прошлом году Ливан констатировал дефолт по своему долгу, национальная валюта потеряла около 90 процентов своей стоимости. Цены на продовольствие подскочили в стране на 400 процентов, сообщает официальная статистика Ливана.

На стремительно обесценивающуюся национальную валюту невозможно купить даже базовые продукты, в аптеках не хватает лекарств, на заправках - бензина, регулярно отключается электроэнергия в домах.

В недавнем докладе Всемирного банка отмечается, что большая часть ливанцев живет за чертой бедности, а в связи с ростом уровня безработицы все большее число домашних хозяйств испытывает трудности с доступом к основным услугам, включая здравоохранение. 

Такие показатели фиксируются обычно на фоне военных конфликтов, отмечают эксперты Всемирного банка. Подробно об этом в материале Ливан близок к коллапсу.

К тому же с момента взрыва страна фактически живет без правительства. Год назад на волне народных протестов, последовавших за взрывом, правительство Хасана Диаба ушло в отставку, но до сих пор вынуждено исполнять свои обязанности, так как ему не нашлось замены.

Сменилось уже три кандидата в премьер-министры. Последний - Наджиб Микати получил мандат на формирование правительства в конце июля. В Ливане надеялись, что он сможет договориться с президентов Мишелем Ауном, но они так и не пришли к согласию по распределению правительственных портфелей.

В среду, 4 августа, Франция, которая взялась за судьбу Ливана сразу после взрыва, организовал уже третью с момента взрыва донорскую онлайн-конференцию, чтобы собрать средства на гуманитарную помощь Ливану. По ее итогам решено выделить Ливану 370 миллионов долларов.

Год после взрыва. Почему кризис в Ливане все хуже - Фото 1
EPA

Помощь уйдет на удовлетворение основных потребностей населения в сферах продовольствия, водоснабжения, здравоохранения и образования. Из этих денег около 118 миллионов выделяет Франция, 100 миллионов - США и около 47 миллионов - Германия.

"Но никакая внешняя помощь не будет достаточной, если руководство Ливана не возьмет на себя обязательство выполнять тяжелую, но необходимую работу по реформированию экономики в борьбе с коррупцией", - отметил американский лидер Джо Байден.

С ним согласился и его французский коллега Эмманюэль Макрон, который жестко раскритиковал ливанских политиков.

"Все ливанские политические круги своими действиями лишь углубляли кризис в стране, так как в первую очередь преследовали свои собственные корыстные интересы, пренебрегая интересами ливанского народа", - заявил Макрон.

 

Теги по теме
санкции Взрыв кризис
Источник материала
loader
loader