Города спасут планету. Как электротранспорт улучшает экологическую ситуацию
Города спасут планету. Как электротранспорт улучшает экологическую ситуацию

Города спасут планету. Как электротранспорт улучшает экологическую ситуацию

"Города обладают самым большим потенциалом для борьбы с климатическими изменениями. Именно города производят три четверти выбросов парниковых газов в мировом масштабе. Так что улучшение качества воздуха в городах должно быть одним из высших приоритетов городской власти". Мнение.

Остановить "войну против планеты" призвал мировое сообщество генеральный секретарь ООН Антониу Гуттерриш, обращаясь к главам государств и правительствам стран — участникам встречи по поводу климатического кризиса, которая состоялась в Нью-Йорке накануне 76-й сессии Генассамблеи ООН 21 сентября.

Изменения климата были одной из ключевых тем этой сессии. Все страны должны до 2050 года свести к нулю выбросы парниковых газов и уже сейчас отказаться от строительства угольных электростанций.

Города обладают самым большим потенциалом для борьбы с климатическими изменениями. Почему? Все очень просто: именно города производят три четверти выбросов парниковых газов в мировом масштабе. Так что улучшение качества воздуха в городах должно быть одним из высших приоритетов городской власти.

У нас есть возможность не просто ориентироваться на европейские и мировые тренды, а и заручиться поддержкой надежных партнеров, чтобы действовать. Для этого необходимо желание перемен и последовательность действий, которые обеспечат структурные экономические преобразования и изменения в поведении, необходимые для того, чтобы избежать климатической катастрофы. Так что битва за планету будет выиграна либо проиграна именно в городах.

Важную инициативу по решению экологических проблем на уровне города воплощает Европейский банк реконструкции и развития. Модернизировать инфраструктуру общественного транспорта призвана его программа устойчивого городского развития "Зеленые города", основанная в 2016 году. Ее участниками уже стали 49 городов в разных странах мира: Скопье (Северная Македония), Александрия и Каир (Египет), Душанбе (Таджикистан), Бишкек (Киргизская республика), Батуми и Тбилиси (Грузия), София и Варна (Болгария), Амман (Иордания), Измир (Турция) и другие.

Приятно отметить, что Украина представлена в этой программе сразу шестью городами — и это максимальное количество. К "зеленым" Львову, Киеву, Мариуполю, Хмельницкому и Кривому Рогу этим летом присоединился еще один промышленный центр Украины — Днепр.

Важно Smart-будущее: что такое "умные" города и почему их нет в Украине

Каждый город-участник в сотрудничестве с финансовой институцией разрабатывает уникальный план мероприятий, которые улучшают качество воздуха. Во внимание принимают 70 базовых показателей и выделяют те экологические проблемы, которые необходимо решать в первую очередь.

Среди приоритетов в решении экопроблем для большинства городов, в том числе и украинских, — восстановление инфраструктуры и модернизация системы общественного транспорта. Общая стоимость этого проекта ЕБРР — 3 миллиарда евро. Он охватывает не только политику в отношении транспорта, а и вопросы землепользования, водных ресурсов, обращения с отходами и т.д.

Кроме того, в Украине началось воплощение второй фазы проекта "Городской общественный транспорт", который финансирует Европейский инвестиционный банк. Как минимум 18 украинских городов заменят парк городского транспорта на более экологичный.

Уже в следующем году на улицах наших городов должны появиться новые эхлектрические автобусы, трамваи, троллейбусы и поезда метрополитена. Будут модернизированы трамвайные и троллейбусные линии.

Первая фаза начатого в 2017 году международного инвестиционного проекта обусловила существенные изменения транспортной сферы в Киеве, Харькове, Львове, Тернополе, Луцке, Сумах, Запорожье, Одессе, Николаеве, Ивано-Франковске и Черновцах.

Реформа общественного транспорта предусмотрена, в частности, соглашением об ассоциации с ЕС. В Национальной транспортной стратегии указано, что до 2030 года городской общественный транспорт в Украине должен стать электрическим на 75%.

Электротранспорт есть в 35 городах Украины, в основном это трамваи и троллейбусы, метро есть в трех городах — Киеве, Харькове и Днепре. Например, Винница за последнее десятилетие серьезно увеличила долю общественного транспорта, который заменил значительную часть маршрутных такси и теперь обеспечивает 80% всех перевозок. Этот показатель уникален среди всех украинских городов.

Повышение доли электротранспорта в городских перевозках улучшает экологическую ситуацию благодаря уменьшению концентрации вредных веществ в центральных, самых загрязненных районах, и в городах в целом. Также это дает уменьшение расходов на энергоносители и ремонт и обслуживание подвижного состава и контактной сети.

Однако такие проекты требуют денег, и не только на покупку новых транспортных средств. Необходимы инвестиции в инфраструктуру, прежде всего, в создание зарядных станций для электротранспорта. Как быстро окупятся затраты и не приведет ли это к подорожанию проезда для пассажиров?

Например, электроавтобусы львовского производства вдвое дороже, чем дизельные, но они в 10 раз дешевле в эксплуатации и обслуживании. Эксперты оценивают, что разница в стоимости электрического и дизельного автобуса окупится за 5 лет. Рентабельность транспортных средств на электричестве на 15-20% выше, чем у транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Особенно если приобретать машины с максимальной емкостью аккумуляторов, что позволяет проезжать большее расстояние без зарядки по маршруту, а только на конечной остановке.

Важно "15-минутный город". Как Киеву решить свои проблемы и стать комфортным для жизни

С началом пандемии городская транспортная сфера понесла убытки из-за карантинных мер и введенные ограничения мобильности населения. Например, пассажиропоток "Киевпасстранса" в прошлом году уменьшился на 39%, а Киевского метрополитена — более чем на 43%.

В этом году в больших городах Украины городские советы начали пересматривать тарифы на проезд в общественном транспорте. Цены на проезд повысили в Виннице, Николаеве, Полтаве, Львове, Запорожье, Херсоне.

Но рост стоимости проезда в общественном транспорте, какими бы причинами он не был обусловлен — кризисом и высокой себестоимостью использования дизельных транспортных средств или необходимостью возместить затраты на новый электротранспорт — должен базироваться на тщательных расчетах.

Важно, чтобы эти тарифы оставались намного более привлекательными в сравнении со стоимостью использования и парковки автомобилей в городе. Иначе экологический эффект, которого удастся достичь, будет нивелирован.

В 2016 году Украина ратифицировала Парижское соглашение, которое пришло на смену Киотскому протоколу и ставит задачу удержать повышение средней мировой температуры на уровне ниже +2 °C. В контексте обязательств, которые принимают на себя все страны-участницы, на общенациональном уровне мы должны до 2030 года сократить выбросы парниковых газов на 64% сравнительно с 1990 годом.

Помимо официальной позиции государства, позитивным видится и то, чо в Украине — не самой богатой из стран мира — есть заметный общественный запрос на противодействие климатическим изменениям.

В конце сентября в столице и еще в десяти городах прошли климатические марши, участники которых ставили цель привлечь внимание власти к проблеме и требовали увеличить государственное финансирование мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов. На плакатах была та же фраза, которая звучала недавно в ООН — "Хватит убивать планету!".

И хотя акция в Киеве собрала всего несколько сотен участников, а в других городах — полтора-два десятка, среди на все же есть сознательные люди, которые готовы менять собственные привычки и требуют глобальных изменений от власти.

Теги по теме
Украина Транспорт электромобили Экология
Источник материала
loader
loader