Об этом Укринформу сообщила пиар-директор проекта Лидия Карпенко.
«Вертеп - это прообраз первого украинского театра. Из истории известно, что первые такие действа в нашей стране зародились в 17-м веке. Авторами тех постановок в основном были студенты Киево-Могилянской коллегии, или бурсаки (так их называли в те годы). Древнейший украинский вертеп сохраняется в экспозиции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины. Это Сокиринский, или Галагановский вертеп. Именно его музыкальную и песенно-игровую части и воссоздадут перформеры проекта «Вертеп. Необарокковая мистерия», - рассказала она.
«Действо, которое готовит команда, - это не спектакль в академическом смысле. Это - зрелище. Именно поэтому и необарокковая мистерия, ведь вертеп с 18-го века - это барокко, а мы живем в 21-м веке, соответственно, - это уже необарокко», - рассказал режиссер проекта Богдан Полищук.
"Вертеп. Необарокових история" / Фото пресс-службы проектаПо его словам, сам вертеп по своей сути - музыкально-театральное действо, поскольку кукольные возможности народного вертепа были достаточно ограничены. «Это не марионетки, где кукла имеет множество средств выразительности, поэтому музыка берет на себя то, чего не хватает схематичным куклам», - добавил он.
Для усиления атмосферы барокковости команда использует клавесин. На инструменте играет Любовь Титаренко. «Клавесины были популярны в 18-м веке. Есть вероятность, что состоятельные Галаганы могли использовать клавесин для домашних вертепных постановок. Этим мы подчеркиваем, как украинская и европейская культуры были неразрывны», - рассказала музыкант.
По словам вокалистки Надежды Купчинской, это уникальный опыт - петь старинные произведения на украинском языке под аккомпанемент клавесина. «Музыка приобретает сакральное настроение, будто я погружаюсь сквозь толщу времен и касаюсь корней духовной культуры Украины, неотъемлемой от культуры европейской. Только представьте: не привычная всем кобза или свирель, а клавесин - настоящее украинское барокко» - сказала вокалистка.
«Место для премьеры - Большую Лаврскую колокольню - выбрали не случайно, это здание было построено за несколько десятилетий до появления Сокиринского вертепа. Колокольня - образец барокко в архитектуре. Поскольку авторы вертепа - бурсаки Киево-Могилянской коллегии, то они могли ставить свой Вертеп и здесь», - пояснил директор проекта «Вертеп. Необароековая мистерия», вокалист-перформер Алексей Фищук.
Музыкальный перформанс «Вертеп. Необарокковая мистерия» создан при поддержке УКФ. Режиссер: Богдан Полищук, исполнители: Надежда Купчинская, Любовь Титаренко, Руслан Кирш, Алексей Фищук, сценограф Елена Полищук.
Ранее сообщалось, что тексты и ноты Сокиринского (Галагановского) вертепа 18-го в., являющегося древнейшим из сохранившихся вертепов Украины, оцифруют в рамках проекта «Вертеп. Необарокковая мистерия» при поддержке Украинского культурного фонда.