Один из самых известных сериалов нового тысячелетия — «Клон» — вышел на экраны 1 октября 2001 года. Он транслировался в более 90 странах мира. Даже спустя 20 лет теленовелла пользуется популярностью, а история, где переплелись мусульманские традиции, клонирование и наркотическая зависимость, — заставляет пересматривать картину снова и снова. Сегодня мы расскажем о феномене сериала «Клон» и о том, как он создавался.
Многие актеры отказывались участвовать в истории о мусульманах, клоне и наркотиках
Кадр из сериала «Клон»
Известная сценаристка и автор новелл Глория Перес создала историю, которая затрагивала серьезные темы и до этого не освещалась на бразильском телевидении. Предлагая к экранизации свое творение, она рисковала многим, ведь ее теленовелла заметно выделялась среди мыльных опер того времени.
Перес предлагала экранизировать не просто очередную историю любви с неожиданными сюжетными поворотами. Линия главных героев Перес — Лукаса и Жади, принадлежащих к разным культурам, тесно переплеталась с темой клонирования и наркотиков. Интересно, что многие актеры, которых хотели позвать в проект, отказались в нем сниматься.
В центре сюжета — молодая мусульманка Жади, которая выросла в Бразилии. Из-за смерти матери она возвращается в Марокко. На родине главную героиню принимает ее дядя. Здесь она встречается с Лукасом Ферассом, в которого сразу же влюбляется. В это же время погибает брат-близнец Лукаса — Диогу, смерть которого потрясла всю семью. Крестный отец близнецов доктор Альбьери из-за горя решается создать клона Лукаса при помощи его клетки.
Автор «Клона» изначально планировала сотрудничать с режиссером Денизи Сарасени, но ему не понравилась история о мусульманах, и они с Глорией Перес не нашли общий язык. Тогда выбор пал на Жайме Монжардина, но он отложил ненадолго подготовку к съемкам, поскольку еще работал над мини-сериалом «Бразильская Акварель».
Жайме Монжардин и Мариу Лусиу Ваз – главный режиссер отдела контроля и качества телекомпании «Глобо» – были единственными членами дирекции, которые поддержал идею Глории с самого начала.
Читайте также: Джеймс Бонд: как серия фильмов об агенте 007 стала одной из самых прибыльных франшиз
Как создавался сериал «Клон»
Процесс съемок сериала «Клон»
Первым испытанием для режиссера Жайме Монжардина стал вопрос о том, как найти правильную цветовую гамму для теленовеллы.
«Марокко – это страна оранжево-красных оттенков. Этот цвет во всем – в коврах и тканях, в специях и даже в закате над пустыней. Это также цвет, который лучше всего передает марокканцев — веселых, открытых людей. Я и другие режиссеры, Маркус Шехтман, Тереза Лампрейа и Мариу Бандера, работали вместе, чтобы найти этот баланс, настроить все и всех, как один оркестр», — рассказывает режиссер.
Чтобы войти в роль, актерам пришлось не просто надеть мусульманскую одежду, но и изучить быт и привычки марокканцев. Джованна Антонелли, исполнительница роли Жади, не только многое узнала о жизни мусульман, но и научилась танцевать марокканские танцы — танец живота, танец со змеей, танец с саблями. Часть съемочной команды посещала клиники по искусственному оплодотворению и вела беседы с генетиками, актеры, режиссеры, гримеры, продюсеры и другой обслуживающий персонал отправились в Марокко, где провели 40 дней, привезя с собой более 4 тонн камер, видео- и аудио-оборудования.
«Это был уникальный опыт для нас. Мы снимали в пустыне Сахара при жаре в 50 градусов. Мы заказали 25 верблюдов и 12 проводников, превратили магазины Феса в гримерки и монтажные комнаты, снимали по 10 сцен в день. И все это делали так, чтобы не повредить жизни марокканцев, мы не могли остановить жизнь города», — говорит режиссер. Во время съемок камеры прекращали работать из-за такой ужасной жары, что даже подошвы ботинок плавились, а когда снимали любовные сцены Жади и Лукаса, в палатки залазили ядовитые змеи.
После возвращения в Рио на студию телекомпании «Глобо» съемки продолжились. Была построена копия города Фес, где постоянно в каждой сцене было задействовано до пятидесяти статистов, район Сан Криштован, где должны были жить Латифа и Мухаммед, дом Лукаса и Маизы, а также клинику доктора Альбьери, в которой был создан клон.
Читайте также: «Кокаиновый король»: история Пабло Эскобара
В чем феномен сериала «Клон»
Джованна Антонелли в роли Жади
Помимо того, что впервые за всю историю бразильского кино в сериале был подробно показан семейный уклад мусульманской семьи, поднята тема клонирования человека и наркотической зависимости, «Клон» имеет и другие особенности. Буквально за две недели до выхода сериала, 11 сентября 2001 года, произошел теракт в Нью-Йорке. После трагедии у Глории Перес появились причины для беспокойства, ведь никто не знал, как воспримет публика новую теленовеллу, посвященную мусульманам.
Сначала руководители «Глобо» категорически отказывались запускать сериал в эфир. У генерального директора Марлусе Диаса да Силвы были сомнения в успехе новеллы. Противостояние автора сериала и руководства телекомпании длилось год. После долгого ожидания Глория Перес получила от руководителей зеленый свет, но и на этом трудности не закончились. Она стала жертвой бесконечных приступов гнева и недовольства ее новеллой. Стоит отметить, что «Клон» выдержал жестокие испытания, при том, что была не одна попытка повредить проекту.
Читайте также: Джиа Каранджи: трагическая судьба одной из первых супермоделей в мире
Тем не менее, проект стал успешен не только в Бразилии, но и далеко за рубежом. Так как в мелодраме большое место уделено проблемам употребления запрещенных веществ, за это создателей «Клона» наградило Управление по борьбе с наркотиками в США. Когда речь шла о клиниках, зрители могли видеть исповедь наркоманов, лица которых не показывали, и это реальные люди.
Феномен теленовеллы «Клон» в том, что он не похож на типичную мыльную оперу. Сериал повествует о важных проблемах в обществе, противопоставляет быт бразильцев и марокканцев — диаметрально противоположный друг от друга. Динамичность сюжета и убедительная игра актеров сделали «Клон» поистине культовой картиной на долгие годы.
Владлена Колесник