Итогом переговоров стала договоренность вместе решать миграционный кризис. Но политики и эксперты критикуют решение немецкого канцлера.
Канцлер Германии Ангела Меркель дважды созвонилась с белорусским правителем Александром Лукашенко для разрешения миграционного кризиса на границе, который Евросоюз считает искусственно созданным режимом в Минске при поддержке Кремля. Этим она вызвала резкую критику как в Германии, так и в Польше. Корреспондент.net рассказывает подробности.
"Меркель нарушила все принципы"
Дипломатические усилия Евросоюза в рамках переговоров с третьими странами по решению миграционного кризиса стали приносить первые плоды. 18 ноября иракские власти добровольно вернут из Беларуси обратно на родину как минимум 430 своих граждан.
Также в разгар кризиса, все рейсы в Беларусь отменила сирийская авиакомпания Cham Wings Airlines. А компании Turkish Airlines и Белавиа по требованиям властей Турции прекратили принимать на рейсы граждан Ирака, Сирии и Йемена, вылетающих из турецких аэропортов.
Ограничения для путешественников по маршруту Бейрут - Минск установил и Ливан. С 17 ноября временный запрет на авиатранзит в Беларусь для граждан Ирака, Сирии, Афганистана, Йемена, Ливана, Ливии также ввел Узбекистан.
Такие результаты бесспорно являются успешной попыткой разрешить кризис на границе. Тем временем переговоры Ангелы Меркель с Александром Лукашенко вызвали шквал международной критики.
Диалог между ЕС и Минском был прерван в августе прошлого года, после сопровождавшихся многочисленными нарушениями президентских выборов в республике; страны Евросоюза не признают Лукашенко легитимным президентом, на сайте канцлера ФРГ не приводится его официальная должность.
На жесткое подавление протестов и массовые репрессии после выборов Евросоюз ответил санкциями не только в отношении белорусских чиновников, но и секторальными экономическими. Был свернут и политический диалог.
"Канцлер Ангела Меркель нарушает все принципы ЕС, самостоятельно разговаривая с Минском и Москвой. Ее поведение напоминает наихудшие моменты истории, когда к странам Центральной Европы относились как к объектам политического торга", - заявил евродепутат, бывший премьер Польши Беата Шидло.
Польша не признает переговоры между Германией и Белоруссией по теме миграционного кризиса, проведенные "за ее спиной", заявил президент Анджей Дуда. Он отметил, Варшава не примет никаких обязывающих договоренностей.
"Мы не будем делать ничего, что согласовано за нашими спинами. Мы - суверенное государство, которое имеет право решать самостоятельно", - заявил Дуда.
Варшаву нужно было заранее проинформировать о телефонных переговорах Меркель с Лукашенко, заявил пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер.
По его словам, сам факт разговора с Лукашенко вызывает удивление, поскольку в некотором смысле легитимизирует белорусского правителя, которого ЕС не признает президентом Беларуси. "Я понимаю ситуацию, но считаю, что это не очень хороший шаг", - подчеркнул Мюллер.
Аналогичную мысль высказал депутат фракции Зеленых и член комитета бундестага по международным делам Омид Нурипур. Переговоры Меркель с Лукашенко он назвал "ужасным сигналом". Он отметил, что ЕС не признает легитимность Лукашенко, однако Меркель, проведя этот разговор, фактически сделала это признание.
С критикой также выступил председатель комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Марко Михкельсон.
"Это было серьезное разочарование, потому что мы заняли общую позицию, что мы не признаем Лукашенко главой белорусского государства. Такой контакт Меркель создает довольно странное впечатление. Кроме того, она сделала это в обход Польши, а это очень понравилось бы Путину", - сказал он.
В Вильнюсе диалог с Минском тоже не считают целесообразным. Премьер Литвы Ингрида Шимоните в телефонном разговоре с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен подчеркнула, что "двусторонние контакты чреваты риском их использования для легитимизации".
"Меркель взяла удар на себя"
Эксперты в целом согласны с критиками. Так, замдиректора варшавского Центра восточных исследований Войчех Кононьчук указал, что благодаря беседе с Меркель Лукашенко добился одной из своих целей - признания своей легитимности Лукашенко.
Профессор университета в Инсбруке, эксперт по Восточной Европе Герхард не понимает, что Меркель пыталась добиться с помощью телефонного звонка.
"Неужели она действительно считает, что Лукашенко можно отговорить от прежней стратегии посредством телефонного звонка? Если так, то она должна была предложить ему что-то взамен" - цитирует его DW.
Эксперт подчеркивает, что этот звонок может быть использован белорусской стороной как сигнал о том, что Лукашенко не изолирован. "Однако это не настоящая легитимация или начало возобновления отношений с Лукашенко", - уверен он.
Аналитик Европейского совета по международным отношениям Павел Слюнькин также говорит о важности самого факта звонка.
"Лукашенко ставил этим искусственно созданным миграционным кризисом три задачи. Первая - вынудить Евросоюз общаться с ним и решать собственные проблемы непосредственно с ним, с тем человеком, кого в ЕС не признают легитимным руководителем. И здесь он добился очевидного успеха", - говорит он.
Второй задачей Лукашенко называет переключение европейского внимания с темы политических репрессий на тему миграции и ситуации на границе.
"Он искусственно создает эту проблему, он же ее может и решить. При этом он вынуждает ЕС общаться, идти на уступки, а возможно, даже финансово оплачивать авантюру по вывозу мигрантов на Запад", - объясняет Павел Слюнькин.
Третья задача Лукашенко, по мнению эксперта, - попробовать повлиять на санкции: "И теперь, в преддверии пятого пакета санкций, он попробовал обострить ситуацию, чтобы вынудить ЕС задуматься, а стоит ли снова идти на такие жесткие санкционные шаги, на которые пошел ЕС после истории с Ryanair".
При этом российский политолог Федор Крашенинников считает, что Меркель приносит себя в жертву: берет "на себя негатив и все эти сложности от того, что она вынуждена вступить во взаимоотношения с Лукашенко, оставляя возможность будущему кабинету продолжать жесткую линию".
Крашенинников уверен, что без участия белорусской стороны этот конфликт не решить.
"Это и был дьявольский план Путина и Лукашенко, потому что Путину нужна хоть какая-то легитимность Лукашенко, чтоб подписывать с ним интеграционные соглашения. Подписывать соглашения об интеграции с человеком, которого никто не считает главой Беларуси, - довольно бессмысленное занятие", - считает эксперт.
Ультиматум Лукашенко
Официальный представитель правительства Германии Штеффен не согласился с критикой. По его словам, для урегулирования ситуации на границе Польши и Беларуси "имеет смысл говорить и с теми, кто в Минске может изменить ситуацию. Даже если речь идет о правителе, легитимность которого Германия, как и все остальные европейские страны, не признает".
Как пишет DW, Зайберт пояснил, что Меркель звонила в Минск, "чтобы найти гуманитарные решения; например, чтобы обеспечить доступ к мигрантам Управления ООН по делам беженцев (UNHCR)". По словам представителя правительства ФРГ, "UNHCR готово подключиться, и мы видим, что первая помощь начала поступать на место".
В Еврокомиссии уже подтвердили, что проведут технические переговоры с управлением верховного комиссара ООН по делам беженцев, Международной организацией по миграции и Белоруссией по вопросам репатриации.
Отвод глаз от Украины. В кризисе миграции винят РФ
Кроме того, в ЕС объявили, что выделят в помощь мигрантам на границе 700 тысяч евро, из которых 200 тысяч евро передадут белорусскому отделению Красного Креста, а остальные средства распределят через другие гуманитарные организации.
Кроме того, заверил Зайберт, позиция Брюсселя и Берлина в сложившейся ситуации, включая вопросы санкций в отношении Минска, несущего ответственность за наплыв беженцев на внешних границах ЕС, совпадают.
Меркель "согласовала этот звонок с Еврокомиссией и предварительно уведомила важных партнеров в регионе", указал представитель правительства. "Уверяю вас: если канцлер делает подобные звонки, она, разумеется, представляет в них известные европейские позиции", - подчеркнул Зайберт.
Между тем министр иностранных дел Эстонии Эва-Мария Лийметс заявила, что в телефонном разговоре Лукашенко выдвинул Меркель ультиматум - прекращение миграционного кризиса в обмен на признание легитимности его власти и снятие всех западных санкций с Беларуси.
Тем временем Лукашенко использует другие формы давления. В среду Минск на несколько дней приостановил транзит нефти в Польшу по нефтепроводу Дружба. Согласно официальным объяснениям, это связано не с миграционным кризисом, а с ремонтом на одном из участков.
Газпром полностью отказался бронировать мощности по транзиту российского газа через Польшу в Европу в декабре и не стал брать дополнительные объемы по транзиту через Украину.
Также Беларусь прекратила поставлять электроэнергию в Украину на неопределенное время.
Напомним, на прошлой неделе Лукашенко предупреждал, что готов к жесткому ответу на возможные санкции Евросоюза, в том числе готов перекрыть газопровод Ямал - Европа, по которому природный газ идет из России в Польшу и Германию.
Позже, комментируя подготовку пятого пакета санкций, Лукашенко повторил свои угрозы: "Санкциями пугают. Хорошо, посмотрим. Они думают, что я буду шутить, что я ляпнул языком и все. Ничего подобного. Мы будем защищаться. Все, дальше нам отступать некуда".