Налоговая амнистия, неудачные кадровые решения, не оправдавшее надежд лицензирование игорной деятельности, катастрофа в борьбе с "тенью" на рынках подакцизных товаров — это лишь часть не совсем удавшихся проектов, к которым имел или имеет отношение глава комитета ВР по вопросам финансовой и налоговой политики Даниил Гетманцев, которого иногда называют одним из самых продуктивных членов парламента.
Даниил Гетманцев - фото из открытых источников
Налоговая амнистия для богачей, инициированная Гетманцевым
В информагентстве "Интерфакс-Украина" вышлобольшое интервью Даниила Гетманцева об успехах и неудачах главного "налоговика" страны. После этого в заголовки новостей попало много признаний в провале одной из главных "реформ", которую он инициировал — налоговой амнистии для состоятельных украинцев.
Как признал сам Гетманцев, процедура, на которую было потрачено столько ресурсов и времени, не привела пока к ожидаемому результату: в бюджет вместо анонсированных миллиардов пока задекларировано всего 300 млн грн. В свою очередь поступило в бюджет едва ли больше 10-15 млн грн. То есть "целевую аудиторию" ( людей с ожидаемыми отчислениями в $40-50 тыс.) инструмент, вероятно, пока не заинтересовал.
Почему так произошло? Сам Гетманцев считает, что блокирование амнистии произошло из-за банкиров, которые не готовы содействовать потенциальным декларантам и правительству. Хотя по факту, одной из причин нежелания "светить" свои деньги может быть неопределенность последующих действий власти.
Как известно, некоторых декларантовналоговая стала "догонять" за активы, которые они сами же показали правительству, и за которые — как обещал Гетманцев, никакой ответственности нести не должны. Аресты же имущества, которые провоцируют фискалы, чтобы стимулировать декларантов скорее отправиться в ближайшую налоговую инспекцию — могли сыграть с инициатором злую шутку. Теперь словам Гетманцева об отсутствии претензий государства многие не верят.
Контрабанда и ФОП-стоп
Целый ряд других инициатив и проектов Гетманцева также постигла неудача и резкое неприятие со стороны общества. Например, общественные организации ФОПов не могут простить ему максимальную фискализацию своей деятельности. Один из любимых аргументов авторов этой "реформы" состоит в том, что на самом деле все "честные" предприниматели вообще не заметят появления системы РРО, а на митинги ходят проплаченные активисты. Этот подход вполне имеет право на существование, но, по сообщениям СМИ, сам Гетманцев якобы может иметь прямое отношение к организации альтернативных митингов и вербовке части общественных организаций, которые выступают за "мягкую" версию фискализации.
Одним из анонсов, которые сделал Гетманцев в своем интервью "Интерфаксу", являются возможные кадровые решения в налоговой и таможенной службе. Несмотря на то, что назначение руководства этих ведомств — это прямая компетенция Кабмина, Гетманцев, как глава профильного комитета и представитель сформировавшего правительство монобольшинства, постоянно берет на себя ответственность за глав Налоговой и Таможни. Но со временем приходится признавать ошибочность решений по назначению этих персон, ведь к начальникам фискального и таможенного ведомств — масса претензий. Начиная от полного провалаборьбы с теневым рынком подакцизных товаров (самая катастрофическая ситуация с табачниками — там уже каждая пятая пачка продается в тени), заканчивая фиаско с внедрением санкций СНБО против контрабандистов. Последние, по факту, не принесли дополнительных доходов в бюджет, несмотря на пафос, с которым принимались.
И это не говоря уже о налоговых "скрутках" и схемах с фиктивным НДС, о которых сообщали СМИ и из-за якобы которых отправили в отставку первого вице-премьера Алексея Любченко и его "помощников" в налоговой.
"Мы доверяли, мы брали людей, которым доверяли, мы ошибались. Был целый ряд кадровых ошибок", — разводит руками Гетманцев.
К слову, реальные намерения комитета Гетмацева по борьбе с контрабандой можно увидеть на примере президентского законопроекта, который предполагаеткриминализацию этого явления (отменена еще при Януковиче). На словах глава Комитета вроде бы как и согласен его принять. Но на деле — "опасается", что "таможня и правоохранительные органы — это сейчас инструмент, который может быть использован во зло". По такому принципу можно и вовсе отменить уголовную ответственность, потому что суды часто выносят несправедливые решения, а полиция и другие силовые ведомства — могут неоправданно возбуждать уголовные дела. Может сложиться впечатление, что вместо того, чтобы искать механизмы, как поменять кадровый состав и принципы работы, Гетманцев предлагает пустить все на самотек.
Что касается методов борьбы со "скрутками". Буквально несколько дней назад в Сети появилась информация о блокировании налоговых накладных целому ряду крупнейших компаний, которых якобы заподозрили в незаконной деятельности. Сообщалось, что местные налоговые органы требуют с предприятий процент за отказ от "проверки", и что за этой инициативой может стоять Гетманцев, а и. о. главы ГНС Михаил Титарчук якобы "умыл руки" от этой истории.
Сегодня Гетманцев косвенно признал наличие такой ситуации, извинившисьна своем телеграм-канале. В своем интервью "Интерфаксу" он говорил, что "скрутчиков" могли "перепутать" с инновационным бизнесом. При этом обиженным предпринимателям, которые попали под раздачу, предлагается принести в налоговую справку и вообще раскрыть особенности своего бизнеса, чтобы впредь к ним не возникало претензий.
Лицензирование игорного бизнеса и другие противоречивые инициативы
Среди других не совсем удачных проектов — лицензирование игорной деятельности после ее легализации в Украине. По данным Опендатабот, по состоянию на ноябрь 2021 года государственный бюджет получил 1,34 миллиарда гривен от продажи лицензий казино — это лишь 18% от запланированного дохода в 7,4 млрд грн. Закон о легализации игорного бизнеса в Украине вступил в силу в августе 2020 года. Авторы документа, в том числе и Гетманцев, заверяли, что азартные игры принесут бюджету большие суммы денег, которые планировали направить на поддержку медицины, спорта и культуры в Украине. Однако "что-то пошло не так". И теперь глава налогового комитета вынужден оправдываться, что законопроект о налогообложении был подготовлен с опозданием, а система была выписана "криво", из-за чего сейчас приходится принимать отдельный документ. Которого, собственно, и ждут "белые" игроки. Но сделать все вовремя и в согласовании с участниками рынка было ответственностью именно Гетманцева.
Также к "сомнительным победам", которые нагружают кошелек обычных граждан, можно отнести "налог на Google" (налогообложение иностранных платформ в Украине, что сразу повысило стоимость самого распространенного вида интернет-рекламы на 20%), законопроект о виртуальных активах, и конечно же, законопроект 5600, в котором собралось достаточное количество противоречивых и взаимоисключающих норм.
Новые не самые лучшие идеи Гетманцева
Впрочем, Даниил Гетманцев, похоже, не собирается останавливаться и готовит новые инициативы для украинских граждан и бизнеса. Первая, которую скорее всего, ощутят на себе не только богачи, но и в первую очередь, средний класс — косвенные методы оценки финансового состояния, то есть контроль расходов. Стоит ли говорить, что при объеме теневой экономики в 40-50% необъяснимые расходы есть у большинства граждан.
Вместо того, чтобы создавать условия для выведения зарплат и прочих доходов из тени (снижение налогов, стимулирование частного предпринимательства, инструменты инвестирования — кроме депозитов и недвижимости), продвигаются идеи, которые давят на обычного гражданина. Эту инициативу уже готов поддержать министр финансов Сергей Марченко, который на днях объявил, что готов разрешить налоговой копаться в доходах украинцевдо 1995 года после завершения налоговой амнистии. Вместе эти два пункта позволят полностью нивелировать все обещания "простить" гражданам недоплаченные налоги и вывернут наизнанку всех, кто держал на своих плечах экономику и провел еще минимум через три-четыре тяжелейших кризиса.
Вторая инициатива — это внедрение накопительной пенсионной системы в не самом лучшем варианте из возможных, когда отчисления ЕСВ и накопления граждан будут инвестироваться не в нормальные работающие активы, а в облигации внутреннего займа. К чему это может привести, показывает пример Казахстана, где фонды национального достояния, будучи инвестированными внутри страны, не сработали на благо общества. Это, не говоря уже о том, что проценты по облигациям будут платиться из средств украинских налогоплательщиков.
Несмотря на все перечисленное, Даниил Гетманцев, похоже, продолжает пользоваться доверием Офиса Президента и руководства фракции "Слуг народа", а его "провалы" вполне засчитываются в качестве "реформаторских" усилий.