Как передает Укринформ, об этом сообщает пресс-служба АМКУ.
Отмечается, что эти компании связаны отношениями контроля через конечного бенефициарного владельца Алексея Порошенко. Штраф вынесен за два нарушения законодательства о защите экономической конкуренции посредством злоупотребления монопольным положением на общегосударственном рынке первичной реализации патоки крахмальной кукурузной и глюкозных сиропов.
Нарушения заключались: в необоснованном повышении цен на патоку и сироп в течение апреля-июня 2018 года, февраля-марта 2019 года и в октябре 2020 года; в установлении в течение 2018-2020 годов разных условий к равнозначным соглашениям с покупателями этого товара без обоснованных причин.
Во время рассмотрения дела, которое длилось полтора года, комитет установил, что в 2018-2020 годах группа компаний была единственным производителем патоки на территории Украины и наибольшим и наиболее сильным участником рынка с долями 65,49% (в 2018 году), 93,86% (в 2019 году) и 79,75% (в 2020 году). Группа имела рыночную власть, проявлявшуюся в ее способности устанавливать свои условия продажи товаров на внутреннем рынке, поддерживать непрозрачную и бессистемную ценовую политику с собственными контрагентами, осуществлять политику направленную на поддержание собственного монопольного положения. Единственными конкурентами ответчика в течение 2018-2020 годов были импортеры со сравнительно небольшими долями.
Также было установлено, что указанная группа компаний является единственным производителем крахмала кукурузного на территории Украины с долями 74,26% (в 2018 году) и 96,79% (в 2019 году). Учитывая приведенное, Комитет признал, что группа в составе ЧАО «Днепровский УПК», ЧАО «Интеркорн» и ООО «Интерстарч Украина» занимала монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке первичной реализации патоки крахмальной кукурузной и сиропов в 2018-2020 годы.
Путем анализа ценового поведения установлено, что в течение 2018-2020 годов цена на патоку и сиропы повышалась и снижалась ею бессистемно. Комитет не выявил зависимости между динамикой оптово-отпускных цен на товар и такими составляющими их себестоимости, как изменение цен на зерно кукурузы, изменение стоимости его переработки, конъюнктура рынка и т.д. В договорах между ООО «Интерстарч Украина» и покупателями патоки не выявлено взаимосвязи между количественными показателями объемов закупки и ценами патоки при других одинаковых условиях договора.
Также выявлено, что группа делала ценовые исключения для отдельных хозяйствующих субъектов (кондитерских фабрик). К примеру, для одного из покупателей патоки в исследуемый период устанавливались эксклюзивно низкие цены. Также комитет выявил применение группой различных условий в договорах поставки патоки с покупателями без объективно оправданных причин: порядок заказа и согласования поставок товара, условия оплаты товара, санкций и т.д.
Вышеперечисленные подходы к договорной политике в совокупности с бессистемным и непрозрачным ценообразованием, противоречат логике ведения разумной экономической деятельности и были бы невозможны в условиях существования значительной конкуренции на рынке. Кроме того, учитывая, что ответчик является участником вертикально-интегрированного субъекта хозяйствования (имеет замкнутый цикл производства товаров – от выращивания кукурузы до производства кондитерских изделий), за счет эффекта масштаба ДП «КК «Рошен» мог получать существенные конкурентные преимущества, обеспечиваемые возможностью приобретения у группы патоки, как сырья для своей конечной продукции, по ценам меньше конкурентов – производителей кондитерских изделий на территории Украины.
Проанализировав суть установленных нарушений конкурентного законодательства, АМКУ решил наложить такие штрафы на участников группы: на ООО «Интерстарч Украина» – 210 185 150 грн (по 105 092 575 грн за каждое нарушение), на ЧАО «Днепровский УПК» - 47 458 400 грн (по 23 729 200 за каждое нарушение), на ЧАО «Интеркорн» – 25 980 950 грн (по 12 990 475 за каждое нарушение).
Также АМКУ обязал в двухмесячный срок с даты получения решения прекратить нарушения, определенные в пункте 5 резолютивной части этого решения, и уведомить об этом комитет в пятидневный срок.