Литературно-научное общество им. Шевченко было создано во Львове благодаря совместным усилиям национально сознательной интеллигенции из Приднепровской Украины и Галичины в ответ на репрессии, которым подвергалось украинское печатное слово в Российской империи (в частности, после Валуевского циркуляра 1863 г.) и в Австро-Венгрии. Финансовой основой для создания послужили 20 тысяч австрийских крон, пожертвованных украинским общественным деятелем и меценаткой Елисаветой Милорадович (тетка гетмана Павла Скоропадского). Основателями общества также выступили Александр Конисский, Дмитрий Пильчиков, Михаил Жученко, отец Степан Качала. После первого этапа развития, связанного с развитием издательской литературной деятельности, Общество согласно обновленному уставу, принятому в 1892 году, превращается в настоящую многопрофильную академию наук (с неизменным приоритетом к проблемам украиноведения). На протяжении большей части истории НТШ его структуру определяли три секции: историко-философская, филологическая и математическо-природоведческая-медицинская.
Деятели НТШ и представители интеллигенции (1898 г.): Сидят в первом ряду: Михаил Павлик, Евгения Ярошинская, Наталья Кобринская, Ольга Кобылянская, Сильвестр Лепкий, Андрей Чайковский, Кость Панькивский. Стоят во втором ряду: Иван Копач, Владимир Гнатюк, Осип Маковей, Михаил Грушевский, Иван Франко, Александр Колесса, Богдан Лепкий. Стоят в третьем ряду: Иван Петрушевич, Филарет Колесса, Осип Кишакевич, Иван Труш, Денис Лукиянович, Николай Ивасюк
Период наибольшего развития НТШ начался в 1894 году с переездом во Львов Михаила Грушевского. В 1894 году он возглавил историко-философскую секцию, а с 1897-го был избран председателем НТШ. За время его председательства НТШ издало около 800 томов научных трудов. Кроме Грушевского исключительно большую роль в формировании академического лица НТШ сыграли Иван Франко и Владимир Гнатюк, возглавлявшие различные структурные единицы общества, редактировавшие периодические и отдельные издания. Масштабы деятельности общества значительно уменьшились во многом вследствие разгрома, совершенного русскими войсками во время оккупации Львова (1914-1915) и из-за репрессий польского оккупационного режима. Польские власти лишили общество права издания украинских школьных учебников, что было одним из основных источников его доходов и организации университетских курсов для украинских студентов. В межвоенное время деятельность НТШ значительно оживилась, но после оккупации Западной Украины советскими войсками НТШ было «добровольно» самоликвидировано, а его учреждения и имущество переданы АН УССР. Часть членов НТШ спаслась бегством в немецкую зону оккупации, другие нашли работу в институтах львовского филиала АН Украины, а некоторые были уничтожены органами НКВД. Во время нацистской оккупации возобновление деятельности НОШ не было разрешено. Заседания комиссий и секций проходили тайно.
После окончания войны члены общества, находившиеся в западной зоне оккупации Германии, возобновили в марте 1947 года деятельность НТШ. Сегодня на Западе существует четыре ячейки общества – во Франции, США, Канаде, Австралии. В Украине НТШ возобновило деятельность в 1989 году.
Больше информации и фото тут: http://ntsh.org/history
23 декабря 2015 года произошла первая зарегистрированная успешная кибератака на энергетическую систему Украины с выведением ее из строя.
Российским злоумышленникам удалось успешно атаковать компьютерные системы управления трех энергоснабжающих компаний Украины. Больше всего пострадали потребители «Прикарпатьеоблэнерго»: было выключено почти 30 подстанций, около 230 тысяч жителей оставались без света в течение одного-шести часов. В то же время синхронным атакам подверглись «Черновцыоблэнерго» и «Киевоблэнерго», но с меньшими последствиями. По информации одного из облэнерго, подключение злоумышленников к его информационным сетям происходило из подсетей глобальной сети Internet, принадлежащих провайдерам в Российской Федерации.
Следующая, и гораздо менее масштабная по результатам кибератака произошла ночью с 17 на 18 декабря 2016 года. Была выведена из строя подстанция "Северная" энергокомпании "Укрэнерго", без тока остались потребители северной части правого берега Киева и прилегающих районов области.
В этот день родились
в Украине…
Виталий Кирейко (1926–2016), композитор, музыкально-общественный деятель.
Композитор, которого называли «последним романтиком», оставил значительное творческое наследие, которое, охватывая разнообразные темы и практически все музыкальные жанры, стало значительным явлением в истории национальной культуры второй половины ХХ – начала ХХІ ст. Виталий Кирейко – автор опер, балетов, ораторий, кантат, симфоний, симфонических поэм, фантазий, многочисленных произведений для фортепиано, всех оркестровых и народных инструментов, более 100 романсов и хоровых произведений. Художник выступил новатором на уровне жанров и открыл новую страницу в истории отечественного музыкального искусства, написав первый в Украине двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром, первую сатирическую оперу-феерию «Марко в аду» и камерно-комическую оперу «Вернисаж на ярмарке». За долгие годы педагогической деятельности в Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского Виталий Кирейко воспитал плеяду одаренных музыкантов, обучал их основам профессионального композиторского мастерства и формировал безупречный вкус. Автор опер «Лісова пісня», «Марко в пеклі», «У неділю рано…»; балетов «Тіні забутих предків», «Оргія», «Сонячний камінь»; 7 симфоний.
Михаил Водяной (1924-1987), артист оперетты, конферансье, театральный режиссер, актер кино, руководитель Одесского театра музыкальной комедии.
Родился в Харькове. Окончил Ленинградский театральный институт, работал в Пятигорском театре музыкальной комедии, Львовском театре оперетты. В 1953 году Львовский театр переехал в Одессу и стал Одесским театром музыкальной комедии. В 1979-83 годах – художественный руководитель-директор Одесского театра музыкальной комедии. Именно по его инициативе было построено новое помещение театра по улице Пантелеймоновской, 3. За 40 лет карьеры в Одесском театре сыграл более 100 ролей. Едва ли не самой известной его работой стала роль Попандопуло в спектакле и одноименном фильме «Свадьба в Малиновке».
…и в мире
Карл Брюллов (1799–1852), русский живописец, профессор Петербургской академии художеств.
Автор знаменитого монументального полотна «Последний день Помпеи» (одна из любимых картин Николая Гоголя и Вальтера Скотта), парадных и психологических портретов. Среди учеников Брюллова были украинцы Иван Сошенко, Дмитрий Бесперчий и Тарас Шевченко. Широко известен тот факт, что Карл Брюллов принимал активное участие в выкупе Шевченко у помещика. В 1838 году написал портрет Василия Жуковского, разыгранный в лотерее, и на вырученные средства выкупили поэта. 25 апреля 1838 года на квартире Брюллова ему была вручили вольную, удостоверенную Брюлловым, Жуковским и Виельгорским. Аполлон Мокрицкий в дневнике записал: «Часа в два пошел я к Брюллову, застал его в рабочей комнате с «Пертской красавицей» (роман Скотта). Подсел я к нему с сигаретой, он читал, а я слушал. Скоро пришел Жуковский с Виельгорским. Пришел Шевченко, и Василий Андреевич вручил ему бумагу, заключающую в себе его свободу и обеспечение прав гражданства. Приятно было видеть эту сцену» («Дневник художника А.М. Мокрицкого»). В 1838-1845 гг., учась в Академии искусств, Шевченко стал не только одним из любимых учеников, но и другом Брюллова.