Об этом сообщают в Фейсбуке Закарпатского областного совета, передает Укринформ.
"27 декабря Агентство регионального развития (АРР) Закарпатской области презентовало запуск аттракциона «Боржавская велодрезина» в с. Приборжавское Хустского района», – говорится в сообщении.
Как отмечается, проект профинансирован за счет средств государственного бюджета, полученных по Программе секторальной поддержки – Поддержка региональной политики Украины. Его цель – развитие Боржавской узкоколейки через создание и продвижение туристической аттракции "Боржавская велодрезина" в Довжанской территориальной громаде. А также – развитие туристического потенциала громады посредством сохранения историко-культурного наследия Закарпатья.
"Радуюсь, когда интересные и перспективные проекты воплощаются громадами в жизнь. А еще так недавно, этим летом, железнодорожники пытались демонтировать часть Боржавской узкоколейки от Иршавы до села Приборжавское. Однако местные жители не дали разобрать пути, привлекли Закарпатский облсовет, чтобы сохранить историческую колею", – прокомментировала управляющая делами Закарпатского областного совета Мирослава Ливч.
По ее словам, модель велодрезины разработала и изготовила закарпатская «Кузница Зейкан». От возникновения идеи до изготовления прототипа прошло всего два месяца.
Как сообщается, на первом этапе такие туристические транспортные средства планируются запустить от Приборжовского до Белок, а в перспективе – в Иршаву.
Участок пути, на котором воплощен туристический проект, не эксплуатируется с 2006 года – тогда последний раз здесь был локомотив с грузовыми вагонами. Сначала узкоколейку передали на баланс ОГА, затем – в собственность территориальных громад.
Боржавская узкоколейка содержит 5 участков, вводилась в эксплуатацию постепенно с 1908 по 1911 год. Главная ее функция заключалась в том, чтобы перевозить древесину из Полонины Боржава в Закарпатскую низменность. Также железную дорогу, которая до 1923 года была частной, изначально использовали и для пассажирских перевозок. Протяженность пути раньше составляла 123 км, часть из которых была достроена после Второй мировой войны, но ряд участков уже разобран, поэтому пассажирское сообщение есть только на 44 км. Ширина колеи – 750 мм (против 1520 мм обычной украинской колеи). Скорость поезда – всего 15 км в час, что позволяет рассмотреть все закарпатские горные виды.
На большинстве участков Боржавской узкоколейки пассажирское сообщение прекратилось в середине 1980-х годов, а в середине 1990-х стало приходить в упадок и грузовое, ведь предприятия, обслуживавшая узкоколейку, закрывались.
Сейчас пассажирские перевозки осуществляются только на ветке Виноградово – Хмельник – Иршава.
В соседней с Закарпатьем Венгрии есть несколько десятков узкоколейок, которые используются преимущественно в туристических целях. В Украине их всего несколько – в Закарпатской и Ивано-Франковской областях, Ривненской и Кировоградской областях.
Фото: Закарпатский облсовет