/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F74e647a9bf556b96dba88f64064cf000.jpg)
Россия задерживает экспорт морем из Украины - корабли стоят почти по двое суток
Как передает Укринформ, об этом сообщает мониторинговая группа "Института Черноморских стратегических исследований" и редакция BlackSeaNews.
“За декабрь 2021 года средняя продолжительность искусственного удерживания со стороны РФ судов, идущих в украинские порты Азовского моря – Мариуполь, Бердянск, - составила 20,3 часа (в ноябре – 14,1, в среднем за 2020 год – 23,5;). Всего в декабре 2021 транзитом через Керченский пролив из Черного моря в направлении украинских портов Азовского моря – Мариуполя и Бердянска – прошли 60 судов”, - говорится в сообщении.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F31d07ac266d67c075c69de19e0bd69f8.jpg)
Кроме того, отмечается, что средняя продолжительность искусственного удерживания со стороны РФ перед Керченским проливом судов, которые идут из Мариуполя, Бердянска с экспортными грузами в декабре 2021 года составила 45,5 часа (в среднем за 2020 год – 29,6; в ноябре – 35,5).
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2F741ead3d817af186dadc797e04df823a.jpg)
В целом в декабре 2021 транзитом через Керченский пролив из украинских портов Азовского моря – Мариуполя и Бердянска – в направлении Черного моря прошли 55 судов.
Издание также отмечает, что от 22 октября 2018 г. и в дальнейшем по декабрь 2021 задержаний россиянами судов посреди Азовского моря во время движения в/из Бердянска и Мариуполя не было благодаря эскортированию судов катерами ВМСУ.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2Fa5bad9cf7dcf7235323e4040242c7068.jpg)
Мониторинговая группа также отметила, что с декабря 2018 по декабрь 2020, вследствие угрозы введения «азовского пакета» международных санкций к российским портам Азовского моря, происходило некоторое уменьшение средней продолжительности удерживания судов перед выходом из Азовского моря в Черное: в 2018 – 79,5 часа на одно судно; в 2019 – 37,4 часа; в 2020 – 29,6. Но в 2021 году этот показатель значительно увеличился – 39,8 часа на одно судно, он уже превысил показатели 2019 и 2020 годов.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2Ff8676658e96d7e6b08e5811feb9e68e5.jpg)
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F209%2Fc4b25e74a2b8464df00d44241b457af1.jpg)
Как сообщалось, длительные проверки в Керченском проливе торговых судов, которые идут в/из украинских портов Азовского моря (Мариуполь, Бердянск) были начаты Береговой охраной Пограничной службы ФСБ РФ в мае-июне 2018 года – после введения в эксплуатацию Керченского моста. «Легенда» поводов для таких проверок – возможное наличие на борту судов, которые идут из украинских портов, диверсионных групп и взрывчатки с целью якобы уничтожения Керченского моста. До де-факто блокады украинских портов в мае 2018 года среднее время ожидания разрешения на проход по Керченскому проливу составлял 5-7 часов; во второй половине 2018 года этот показатель достигал – 80-115 часов. Ситуацию удалось ослабить благодаря политико-дипломатическому давлению стран Запада на РФ.
Уменьшение времени искусственного удерживания судов в Керченском проливе с декабря 2018 года произошло вследствие непосредственной угрозы введения «азовского пакета» международных санкций в отношении российских портов Азовского и Черного морей.
Так, в 2019 году этот показатель составлял – 37,4 часа; в 2020 году средняя продолжительность искусственного удерживания на одно судно составила – 29,6 часа; в ноябре 2020 – апреле 2021 года наблюдался значительный рост – в среднем 53 часа. Максимальная средняя продолжительность искусственной задержки судов на выходе из Азовского моря в 2021 году наблюдалась в апреле – 70 часов. Наибольшие показатели удерживания отдельных судов на выходе из Азовского моря (по сравнению с временем ожидания на входе в Азовское море) наблюдались в первой половине апреля 2021 года, они составляли до 220 часов, то есть почти 10 суток.
Это совпало во времени с переброской значительного количества военных контингентов и техники РФ в оккупированный Крым во время «весеннего военного обострения», в том числе группы из 15 военных кораблей Каспийской флотилии РФ через Азовское море в оккупированный Крым.
В дальнейшем в мае – июне 2021 года эти показатели вернулись к средним значениям предыдущего года: более 20 часов.
В среднем за месяц в/из украинских портов Азовского моря проходит около 60-70 судов. Около 50% из них тем или иным образом связаны с ЕС (флаг, судовладелец, порт назначения груза или сочетание таких признаков). Они обеспечивают 5-7% экспорта Украины (преимущественно металл и зерно).

