Об этом в комментарии Укринформу сказала Ольга Трофимцева, бывшая и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины, посол по особым поручениям МИД, которая занимается вопросами работы Совета экспортеров и инвесторов при Министерстве иностранных дел Украины.
«Действительно, есть идея так называемого зернового моста или зернового коридора для экспорта украинского зерна через ЕС с помощью Deutsche Bahn. Над этим работают», - заявила Трофимцева.
По ее словам, необходимо понять, во-первых, какова будет пропускная способность такого коридора, во-вторых, логистическая стоимость доставки зерна таким путем.
Трофимцева призвала «быть реалистами: заменить украинские порты железнодорожными путями и везти украинское зерно куда-нибудь в балтийские порты, или даже в порт Констанца в Румынии – это дороже и это все равно меньше, учитывая объемы».
По ее мнению, даже «зерновой мост», состоящий из 20 тысяч поездов с большим количеством вагонов-зерновозов, – это все равно не тот объем, который может заменить морские перевозки. Впрочем, это может быть частичным решением проблемы, в том числе относительно экспорта в страны Европейского Союза таких культур как органические зерновые, кукуруза, соя и т.д.
Что касается глобального экспорта украинских зерновых в страны Азии, Африки, единственным решением является разблокирование портов. На уточняющий вопрос, возможно ли такое в условиях войны, которая еще и находится в горячей фазе, Трофимцева отметила, что это в принципе возможно, хотя и не просто сейчас.
«Не только дипломатия, все соответствующие министерства, в том числе Минагро, Минэкономики, МИД делают все возможное для увеличения давления на россию для разблокирования украинских портов», - заверила посол. Однако россия, конечно, пока не реагирует на обращение и просьбу международных организаций и "вообще не способна договариваться".
Трофимцева назвала еще один возможный путь, о котором говорят наши эксперты – движение коммерческих кораблей, например, с ооновскими конвоями.
Экс-глава Минагрополитики также отметила, что в настоящее время наши агропроизводители фиксируют все случаи краж, разрушений инфраструктуры, весь ущерб, нанесенный агрессором.
«Мы будем требовать от россии возмещения ущерба. Это однозначно касается, в частности, и техники, которую они украли. Мы еще не знаем о многих случаях, когда фермерам угрожают физической расправой, требуют отдать или продать зерно за десятую часть стоимости. Такие действия подпадают под определение военных преступлений. Это с реальной войной не имеет ничего общего», – подчеркнула Трофимцева.
Отвечая на вопрос о перспективах обретения Украиной членства в ЕС, она отметила, что является реалисткой, поэтому «о 2024 году говорила бы осторожно».
Но напоминает, что после начала войны все увидели, что с экономической точки зрения Украина уже интегрирована в Европейский Союз. Она уже является частью европейского экономического пространства.
«Если принимать во внимание экономическую составляющую, то мы, я думаю, очень быстро сможем это сделать (вступить в ЕС – ред.). Но нам нужно еще много поработать над адаптацией нашего законодательства... Сейчас - классный момент, когда страны ЕС поняли, что Украина будет для них серьезным усилением. ЕС станет глобальной силой с Украиной с точки зрения агропромышленного сектора. Это будет глобальный игрок, которого немногие смогут перебить», - подчеркнула Трофимцева.
Как сообщал Укринформ, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FАО), на начало мая около 25 млн тонн зерна застряли в Украине, поскольку его невозможно вывезти из-за блокирования россией морских портов и проблем с инфраструктурой.