Новые санкции ЕС против России: хорошо, но не совсем то, что надо/В шестом пакете санкций Евросоюза против РФ до сих пор нет газового эмбарго и полного отключения от SWIFT
Новые санкции ЕС против России: хорошо, но не совсем то, что надо/В шестом пакете санкций Евросоюза против РФ до сих пор нет газового эмбарго и полного отключения от SWIFT

Новые санкции ЕС против России: хорошо, но не совсем то, что надо/В шестом пакете санкций Евросоюза против РФ до сих пор нет газового эмбарго и полного отключения от SWIFT

Европейская комиссия представила проект шестого пакета санкций против России, предусматривающий санкции против банковской системы России и индивидуальные санкции в отношении российских чиновников и главы РПЦ патриарха Кирилла. Торги продолжаются вокруг постепенного запрета на импорт российской нефти. О том, наносят ли необходимый удар по российской экономике новые ограничения и какие санкции от Запада были бы действительно эффективны, "Апострофу" рассказал экономический эксперт Алексей Кущ.

Нефтяное эмбарго, которое планируется ввести, будет эффективно с точки зрения динамики, но не с точки зрения статического влияния. Простыми словами, лишь эмбарго в этом формате будет недостаточно для того чтобы нанести существенный вред российской экономике. Однако данный пакет санкций следует рассматривать в определенном динамическом ряду, ведь он дает направление на то, что энергетическая изоляция России будет продолжаться. Поэтому он говорит о том, что следующим шагом будет постепенный отказ от российского газа и урана, и так далее.

Если взять новый пакет в изолированном анализе, то он нанесет определенный вред России, потому что она имела очень удобную логистику своей нефти в Европу из-за нефтепроводов, являющихся одним из самых дешевых и удобных средств транспортировки нефти. В принципе, нефть – биржевой товар, и они смогут продавать ее в других странах, в том числе в азиатских. С газом им это будет труднее делать. Поэтому в принципе следующий газовый пакет санкций будет уже более мощный, чем нефтяной пакет.

Что касается отключения новой партии крупных российских банков от SWIFT, то важно с самого начала не рисовать себе определенные картины, которые потом не совпадают с реальностью, а проводить прагматический анализ. Например, отключение Сбербанка России от SWIFT в значительной степени усложнит операции этого банка в евро и долларах. Но это не уничтожит сам банк. Определенным образом это усложнит доступ русского населения к депозитам.

Сбербанк и еще несколько крупных банков, уже находившихся под санкциями, вместе с теми, которые будут добавлены в санкционный список, составляют не более 50% депозитной базы российской банковской системы, если брать именно депозиты населения. Соответственно, доступ к этим депозитам хоть и не будет полностью заблокирован, но значительно усложнится. Дело в том, что Россия имеет "Систему передачи финансовых сообщений (СПФС)", которая является неким внутренним SWIFT, то есть внутри России валютные перечисления будут продолжаться. Это уже не персональные санкции против политической или бизнесовой верхушки РФ, а санкции против российского населения. То есть, мера ответственности русского населения за поддержку той политики, которую проводит Россия, и за поддержку той войны, которую ведет Российская Федерация.

Вместе с тем мы должны понимать, что пока нет полного отключения России от системы SWIFT. Более того, даже если бы Россию отключили полностью систему SWIFT, "солнце не остановилось бы". Потому что система SWIFT – это лишь технология передачи банковских транзакций между разными банками. Пример Ирана показывает, что с этим сложно справляться, но есть определенные технологии и нет полной блокады. Поэтому Россия сможет обходить санкции при помощи тех же китайских банков.

На мой взгляд, настоящий эффект от санкций был бы, если бы Россию внесли в черный список FATF (Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег). Если бы это вышло, то корреспондентские счета русских банков были бы закрыты практически по всему миру. Например, в черном списке FATF находятся такие страны как Иран и КНДР. И это уже не технология передачи финансовых сообщений, это уже фактически "черная метка" всей банковской системе, то есть какие-либо технологии передачи финансовой транзакции не могут применяться. И китайские банки, если бы они захотели сохранить свои корреспондентские счета в долларах и евро, должны были бы закрывать корреспондентские отношения с российскими банками. В целом, включение России в "черный список" FATF было бы более эффективным, чем включение в список государств-спонсоров терроризма чисто на операционном уровне.

Еще один козырь в рукаве западных демократических стран – это давление на МАГАТЭ. Однако речь идет не о том, чтобы потребовать исключить РФ из списка членов МАГАТЭ, что делает украинская сторона. Это в принципе неверная позиция, потому что МАГАТЭ на это никогда не пойдет, поскольку она потеряет контроль над российскими ядерными объектами, которых очень много. То есть это совершенно не в интересах Западного мира.

На мой взгляд, более продуктивным было бы давить на МАГАТЭ, чтобы эта международная организация к моменту освобождения Запорожской АЭС, где Россия фактически занимается ядерным терроризмом, отказалась принимать в эксплуатацию те ядерные реакторы, которые Росатом строит за пределами России. Дело в том, что Росатом имеет очень большой портфель строительства ядерных реакторов за пределами России, и он использует это не только как источник валютных средств, но и как инструмент совершенствования собственных технологий. А вот изоляция Росатома в пределах России и блокирование его внешних портфелей заказов были бы очень мощным ударом, потому что ни одна страна не сотрудничала бы с Россией по строительству АЭС, а российская ядерная отрасль деградировала бы.

Теги по теме
Украина Россия Евросоюз санкции газ нефть
Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader