Об этом сообщила эксперт Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции Ульяна Гротовицкая во время презентации исследования НАПК в сотрудничестве с Программой "U-LEAD с Европой" на тему: "Стратегический анализ коррупционных рисков в дошкольном и общем среднем образовании", передает корреспондент Укринформ.
Эксперт рассказала, что одной из коррупционных проблем в школах является регулярный добровольно-принудительный сбор средств с родителей школьников, и при этом есть риск получения неправомерной выгоды администрацией школы, учителями и даже привлеченными к сбору средств родителями детей.
"Когда мы начали разбираться с причинами, почему так происходит, то были удивлены, потому что многие проблемы были связаны с тем, что родители банально не информированы о законодательстве, что есть требование о добровольности и анонимности взносов, они не знают, как именно они могут проверить наличие финансирования своей школы и запросы на это финансирование, также им трудно разобраться в источниках финансирования и объемах, потому что это действительно сложно. В данном случае будет отлично работать, например, введение информационной кампании для родителей по этим вопросам", - сказала она.
Гротовицкая добавила, что в исследовании рекомендуют вводить коллегиальность в финансовом планировании в школах, разработку руководителем школы проекта сметы, который утверждает учредитель. К работе над этим проектом необходимо привлекать учителей и родителей – это увеличит финансовую прозрачность учебного заведения, заметила эксперт.
Во избежание коррупционных рисков со сбором средств в школах в исследовании рекомендуют ввести практику благотворительной помощи школе через казначейский счет: открытие двух счетов – общий, через который идут бюджетные средства, и спецсчет, на который поступают небюджетные донорские деньги. Кроме того, предлагают определять потребности школы и публиковать информацию о них на официальном веб-сайте школы (например, относительно необходимой мебели, оборудования, учебников и т.п.).
Полный отчет исследования содержит результаты стратегического анализа коррупционных рисков в общем среднем и дошкольном образовании. Анализ охватывает 35 коррупционных рисков в четырех основных процессах в управлении общим средним и дошкольным образованием: финансирование, назначение руководителей учебных заведений, администрирование учебных заведений и образовательный процесс.
Руководитель отдела многоуровневого управления Программы "U-LEAD с Европой" Сорен Хербст выразил надежду, что исследование, в котором описаны основные коррупционные риски в сфере дошкольного и общего среднего образования, поможет решить проблемные вопросы в этой области и будет способствовать дальнейшему движению Украины к европейской интеграции.
U-LEAD продолжает свою деятельность по консультационной поддержке громад через различные каналы коммуникации и во время войны. Программа также усилила свою активность в части налаживания международных партнерств между украинскими громадами и муниципалитетами стран ЕС в рамках инициативы "Мосты доверия", что облегчает прямое оказание гуманитарной помощи и расширяет перспективу дальнейших взаимовыгодных проектов. Кроме того, в течение апреля-июня 2022 года программа предоставила 333 громадам пакеты экстренной помощи, наполнение которых зависело от потребностей на местах. Таким образом, громады, подвергшиеся разрушениям, получали инструменты для расчистки территории и восстановительных работ, а также осветительные приборы. Громады, принявшие большое количество переселенцев, получили палатки, койки, спальные мешки и другие средства для внутренне перемещенных лиц.
Программа для Украины по расширению прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развитию U-LEAD с Европой совместно финансируется ЕС и его государствами-членами Германией, Польшей, Швецией, Данией, Эстонией и Словенией для поддержки Украины на ее пути к укреплению местного самоуправление. U-LEAD способствует прозрачному, подотчетному и многоуровневому управлению в Украине, которое отвечает потребностям граждан и расширяет возможности громад.