О событии, состоявшемся в экспозиционном пространстве "Среднее Приднепровье", сообщает корреспондент Укринформа.
"Зимние религиозные праздники сейчас актуальны: реалии военного времени диктуют нам сильную веру в Бога и в ВСУ. И основной ценностью остается семья. А Рождество - это повод собраться всем вместе и вспомнить предков", - отметила заведующая экспозиционным отделом "Среднее Приднепровье" НМАП Алина Любаренко.
Участники праздника увидели колядников со звездами и вертепами, включая вождение Козы, а также послушали обрядовые песни в исполнении фольклорных групп "Диброва", "Калинове намисто" и "Медуница". В частности, последние спели старинные колядки и щедривки из житомирского Полесья, собранные некогда в этнографических экспедициях по селам Житомирщины.
"Подпевают не много, потому что песни довольно старые. Однако люди узнают слова "радуйся, земле", "рай развился, Христос родился", - отметил художественный руководитель "Медуницы" Евгений Пыхтин.
В то же время посетители скансена имели возможность заглянуть в украинскую хату, убранную к Рождеству. Там находились главные атрибуты праздника: необмолоченный сноп - дидух, узвар и кутья, приправленная медом, маком или сухофруктами. Рождество сочетало христианские и дохристианские традиции, отметила Любаренко.
"Чаще всего готовили 12 блюд, потому что 12 апостолов, и год имеет 12 месяцев. Дидуха делали из первого или последнего снопа максимально простым, но стремились сохранить как можно больше цельных зерен - на достаток в семье. Он занимал видное место в углу под иконами", - сказала она.
Рядом с дидухом - "духом предков", висел паук - плетение из соломы, обозначавшее структурированный из хаоса мир, а также защиту.
"По представлению наших предков, паук - символ мироздания, а также защиты. По библейской легенде, когда Мария с Иисусом скрывались в пещере, именно паук паутиной закрыл вход в пещеру так, что воины не смогли увидеть их внутри", - пояснила ученая.
По ее словам, готовясь к празднику, украинцы прятали в интерьере рутинные вещи, напоминающие о рабочих буднях, например, ткацкий станок. Любаренко подчеркивает, что даже новую посуду покупали для кутьи или для узвара.
Ученая рассказала и об обрядовых тонкостях. В частности, для поддержания здоровья членов семьи под стол клали топор: прикосновение к его металлической части должно было дать сил осилить болезни. Заодно, чтобы очиститься от прошлогодних проблем, к скатерти на стол клали чеснок, который сверху покрывали соломой. Иногда чеснок с кутьей ели, чтобы очиститься, рассказала Любаренко.
По юлианскому календарю Рождество Христово празднуют 7 января, в то же время по григорианскому - 25 декабря. На сегодняшний день в Украине официально отмечают Рождество в обе даты. Однако все больше людей переходят на празднование в декабре, что подтвердил опрос в "Дії" - 60% поддержали дату 25 декабря.
Фото предоставлены пресс-службой музея