Самолетопад начался с нового года.
Итак, всего за 10 дней нового года в России произошло по меньшей мере десять инцидентов с участием авиатранспорта.
5 января из-за неисправности кондиционера совершил вынужденную посадку самолет компании Utair, следовавший из Тюмени в Новый Уренгой.
На следующий день самолет компании Azur Air с 236 пассажирами на борту, летевшими из Новосибирска в Таиланд, вернулся в аэропорт из-за повреждения лобового стекла.
В этот день самолет перевозчика Red Wings вернулся в аэропорт Казани из-за неисправности шасси.
Также 6 января в Астрахани самолет совершил аварийную посадку.
Произошло задымление под обшивкой.
8 января самолет компании Победа выкатился со взлетной полосы в Перми, поэтому не смог совершить полет в Москву.
9 января произошло сразу три события.
Самолет Airbus A320neo авиакомпании S7 Airlines, летевший из Братска в Москву, вынужденно сел в Казани из-за неисправности туалетной системы.
Также два человека погибли и четверо пострадали из-за аварии самолета Ан-2 в Ненецком автономном округе.
В этот же день самолет Ан-26 компании Ир.
Аэро, летевший из Якутска в Магадане, вернулся в пункт вылета из-за разгерметизации грузового отсека.
Часть багажа была потеряна.
Однако на этом проблемы с российскими самолетами не иссякли.
9 января самолет компании AZUR air, летевший из Москвы в Гоа, экстренно сел на западе Индии после сообщения о мине на борту.
Самолет пришлось приземлить в штате Гуджарат.
По состоянию на 10 января, самолет все еще не вылетел с места вынужденной посадки.
В течение 10 января в России произошло еще две чрезвычайные ситуации с самолетами гражданской авиации.
Так, в Хабаровске у самолета Cessna лопнуло шасси, пришлось закрывать аэропорт.
А в Норильске самолет выкатился за пределы взлетной полосы.
Для сравнения, за весь 2022 год в России произошло более 130 событий, но это при участии как гражданской, так и военной авиации.
За год аварии потерпели 28 судов.
Напомним, что после начала полномасштабного военного вторжения России в Украину Евросоюз запретил поставки в Россию самолетов и запчастей, а также их техническое обслуживание и страхование.
США ограничили экспорт товаров авиационной отрасли и ввели санкции в отношении лайнеров из авиапарков Аэрофлота и других российских авиакомпаний.
Как же россияне задумали решить проблему? Традиционно – украсть.
Россия уже захватила около 400 европейских самолетов, теперь пытается их купить с большой скидкой.
Транспортные средства "застряли" в РФ после 24 февраля после наложения санкций.
Самолеты незаконно перерегистрировали и продолжили эксплуатацию внутри страны, время от времени совершая международные рейсы.
В настоящее время РФ предложила лизинговым авиакомпаниям соглашение, которое позволит российским перевозчикам приобрести авиатранспорт с большой скидкой на средства Российского фонда национального благосостояния.
23 авиакомпании получили письма с такими предложениями.
Пока договоренности не достигнуты.
Арендодатели самолетов утверждают, что безопасность полетов транспортными средствами ежедневно ставится под угрозу из-за того, что запасные части невозможно закупить, пока самолеты находятся в незаконном владении.
Авиационный "каннибализм".
Когда россияне поняли, что захваченные самолеты не удается украсть официально, то прибегли к "каннибализму".
То есть самолеты разбирают, чтобы детали одного воздушного транспорта отдать на замену другому.
"Если вы считаете, что Аэробусы и Боинги (российских авиакомпаний) более безопасны, чем Superjet 100, то ошибаетесь: они все - продукт "каннибализма".
А если не будет полетов - не будет и проблемы.
Не следует забывать, что российская авиация глубоко дотационная и летающая в зависимости от дотаций.
Не станет дотаций — вся страна прекратит летать.
Никаких проблем с "каннибализацией".
А большинство частных компаний или уже обанкротились или в стадии банкротства", - цитирует летчика-испытателя, Героя России, члена Международного союза летчиков -испытателей Юрия Гарнаева в своей статье аналитик, координатор Центра Волонтеров КОГА Юрий Федоренко.
Ключевой комментарий по поводу "каннибализма" дал министр транспорта российской федерации Виталий Савельев.
Он сказал: "Мы захватили чужую собственность.
Повторяю: мы захватили чужую собственность.
Это незаконно.
И летать на захваченных самолетах незаконно".
"В сентябре ИСАО (Международная организация гражданской авиации) поставила нам красный флажок.
Все полеты в России опасны".
"Проблемой российской авиации уже стало обновление программного обеспечения и повышение квалификации пилотов.
Некоторые пилоты говорят, что можно летать и по бумажным картам.
По словам Ю.
Гарнаева, это полностью незаконно и абсолютно опасно", - пишет Федоренко.
Ричард Абулафия, авиационный эксперт в американской консалтинговой компании Aero.
Dynamic Advisory, отмечает, что "каннибализм" является одной из причин, почему гражданская авиация РФ не "посыпалась" с первых месяцев введения санкций.
"Текущие санкции, безусловно, являются частью этого процесса.
Россия использует существующие запасы запчастей, обходные пути и каннибализм", - говорит он.
Относительно угона 400 самолетов, о которых упоминалось выше, эксперты также уверены, что эти борта пойдут "под нож".
"Теперь мы вынуждены воровать запчасти, что явилось вопросом выживания для гражданской авиации в России", – сказал российский авиаэксперт эксперт Вадим Лукашевич.
Он также отметил, что ранее Иран был большой надеждой для РФ: иранский режим помог бы обойти западные санкции в сфере авиации.
Надежда, которая, однако, для Москвы не сбывается.
Абулафия считает, что Россию и Иран нельзя сравнивать, поскольку Тегеран использует в своем флоте в основном старые модели, построенные в 1970-х и 80-х годах.
Современные российские самолеты гораздо больше зависят от регулярных обновлений программного обеспечения и современных полупроводников.
Более того, западные производители действительно хорошо умеют отслеживать комплектующие.
Это значит, что Россия в настоящее время отрезана от поставщиков запчастей в других странах.
"Подозреваю, в какой-то момент вы увидите, как наступает предел.
Потому что получение запчастей здесь и там, уничтожение существующих самолетов – это история от шести до двенадцати месяцев", - сказал Абулафия.
Валерий Романенко, авиационный эксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации, отмечает, что аварии в российском небе - не совпадение.
Проблемы наблюдаются как с новыми, так и старыми самолетами, всех авиакомпаний РФ.
"Проблема с российскими самолетами системная.
Здесь четко прослеживается, что это - не недостатки какой-то одной авиакомпании.
Это следствие того, что руководство России несколько просчиталось.
Оно считало, что можно украсть самолеты и дальше спокойно на них летать.
Они ошиблись в этом прогнозе", - говорит Романенко в эфире FREEДОМ.
Санкции ЕС работают: проблемы двигателей нельзя решить без запасных частей, с шасси та же проблема.
Единственный выход для россиян - снижать требования по безопасности перевозок и искать везде запасные части, говорит эксперт.
"Международная федерация гражданской авиации признала самолеты российских авиалиний небезопасными, проще говоря опасными.
Любой ремонт этих украденных самолетов, а они на 90% парка украдены, является незаконным", - говорит Романенко.
Год для российской авиации начался с 7 происшествий за несколько дней, напоминает эксперт.
"Если за прошлый год было 130 происшествий, и 28 падений воздушных судов, всяческих катастроф, то если пойдет такими темпами, то этот год будет намного более "впечатляющим" для российских авиапассажиров", - говорит Романенко.
Валерия Шипуля.