Нарративы Кремля о войне против Украины
Нарративы Кремля о войне против Украины

Нарративы Кремля о войне против Украины

«Поскольку ни одна из прежде названных “целей” Путиным целей не была достигнута в войне, кремлевские пропагандисты и идеологи продолжают придумывать новые и новые оправдания, чтобы россияне, наконец, уверовали в идеи своего диктатора. Однако за всеми попытками объяснить начатое вторжение в Украину стоят несколько основополагающих нарративов Кремля», - пишут украинские политологи.

С февраля 2022 года РФ пытается представить цель и мысли своей тотальной агрессии против Украины. Нарративы российских властей начались с заявлений Путина о “денацификации” и “демилитаризации” вместе с наказанием за “декоммунизацию” Киева. «Этот трудно выговариваемый и малопонятный посыл не нашел отклика у большинства россиян и не мог быть использован в качестве эффективного объяснения колоссальных потерь агрессора в войне за яхты Путина. В результате были предприняты попытки высокопоставленных чиновников Совета безопасности РФ, в том числе Медведева и Алексея Павлова, представить полномасштабное вторжение как “священную войну против Сатаны” (коими в одном лице представлялись Украина и Запад) - хотя Павлов был уволен с должности сразу после его комментариев по этому поводу», - считают политологи.

Нарративы Кремля о войне против Украины - Фото 1

Согласно их данным, основные российские нарративы для войны были сформулированы Путиным еще в 2020–2021 годах. «Начнем с того, что в интервью 2020 года Путин выдвинул тезис о разделении российской нации по этническому, а не по гражданскому признаку. Таким образом, диктатор утверждал, что «русские и украинцы принадлежат к одной нации». В последнее время он расширил этот тезис, добавив, что “современная Украина представляет собой альтернативу российской политико-экономической системе — так называемый антироссийский подход, — что совершенно неприемлемо для Кремля». Украинская территория была даже охарактеризована как «историческая российская территория, неправомерно отторгнутая от России».

Нарратив об “отрицании Украины” был широко распространен среди российской политической и интеллектуальной элиты еще до вторжения 24 февраля.

«Более того, вполне вероятно, что эти настроения были широко распространены и среди россиян. Это массовое этническое недовольство подпитывалось тенденциями, которые были видны, но неверно истолкованы в РФ. Например, количество этнических русских в России сократилось со 111 млн из 143 млн в 2010 г. до 105,6 млн из 147,1 млн, включая тех, кто проживает в оккупированном Крыму. И эта демографическая группа пострадала от почти десятилетнего экономического застоя, а также от значительного снижения заработной платы без всякой надежды на лучшее будущее в нынешних политико-экономических условиях. Таким образом, отрицание существования отдельной этнической идентичности и гражданского общества в Украине с растущими возможностями получения доходов и лучшими политическими и экономическими перспективами стало предметом консенсуса между Кремлем и значительной частью населения России», - комментируют ситуацию украинские политологи.

Нарративы Кремля о войне против Украины - Фото 2

Другая важная часть военного нарратива Москвы — это противостояние коллективному Западу и НАТО.

«Конфликт уходит в прошлое на десятки лет. Однако в предыдущие десятилетия это недовольство рационализировало конкретные реформы, направленные на усиление авторитаризма в России, а также добавление все более нерыночных элементов во внутреннюю экономическую политику. Теперь этот нарратив подчеркивает внешний радикализм российского государства с целью разрушить существующий мировой порядок и отомстить Западу за крах Советского Союза — даже, несмотря на то, что проблемы и неудачи России на поле боя продолжают множиться», — уверены специалисты в области политтехнологий.

По их мнению, российские пропагандисты пытаются поместить войну против Украины со всеми ее неудачами и оплошностями в многовековой исторический контекст. «Например, согласно кремлевской пропаганде, нынешняя война против Украины унаследована не только от Второй мировой войны. Действительно, это сообщение уже стало таким же обыденным для пропагандистов и их аудитории, как и для самой российской политической элиты. По правде говоря, нынешняя война также преподносится как “Третья Отечественная война” после войны с Наполеоном в 1812 году (Отечественная война 1812 года) и “Великой Отечественной войны” 1941–1945 годов.

Трудно определить, находит ли этот тезис отклик в российском обществе, но он демонстрирует направление мышления Кремля. В конечном счете, руководство страны пытается представить войну против Украины как “войну народную”. Цель состоит в том, чтобы дать Кремлю больше пространства для маневра в проведении гораздо более жесткой политики в отношении тех, кто не поддерживает войну, разделив ответственность за растущее число военных преступлений с россиянами и одобрив дальнейшее снижение заработной платы, а также другие меры, определенно болезненные для экономической политики. Кроме того, военные нарративы Кремля направлены на оправдание возрастающего уровня самоизоляции России, которая потребуется для сохранения авторитарного режима Путина от краха после полного поражения на поле боя в Украине», — считают эксперты.

Источник материала
loader
loader