Пока Украина теряет сотни миллионов из-за блокирования морского экспорта, Россия наращивает грузооборот через порты и зарабатывает на войну. Кроме того, инспекция РФ сознательно саботирует действие "зернового коридора", блокируя корабли в Босфоре - в то время как ее корабли свободно курсируют по морю, и не подлежат никакому контролю, что дает ей возможность возить не только коммерческие, но и военные грузы. Такая ситуация несправедлива, поэтому международное сообщество должно добиться того, чтобы правила судоходства были равными для всех стран.
Об этом заявил совладелец группы терминалов ТИС Андрей Ставницер изданию ЦТС.
"Я считаю, что правила игры должны быть одинаковыми для всех ее участников. Либо свободное судоходство для всех, либо одинаковые требования – инспекции, особый порядок регистрации судов, и равное участие представителей всех государств в этой бюрократии", – объясняет Ставницер.
В комментарии для ЦТС спикер Управления ООН по координации гуманитарных дел в Украине, глава отдела по связям с общественностью Савиано Абреу добавил, что в настоящее время ООН изучает все возможности, чтобы продлить действие зернового соглашения. Однако для Украины сейчас стоит вопрос не просто в продолжении работы зернового коридора, а в полном разблокировании судоходства, отмечает издание.
"Полная разблокировка торгового судоходства – в этом сейчас ключевой месседж к партнерам и миру. В российских портах фактически не происходят военные действия, поэтому к ним нет претензий у страховщиков. Но если нам важны не "шашечки", а реальная справедливость и устранение угрозы голода, я считал бы правильным полностью открыть судоходство для Украины без "коридоров". Или - повышенные рисковые требования к России на том же уровне, что и к нам. А лучше на гораздо более высоком уровне, как к агрессорам и виновникам происходящего", – убежден Андрей Ставницер.
Зерновая инициатива больше не может использоваться как рычаг политического давления со стороны России, акцентирует издание: необходима дипломатическая дискуссия и понимание со стороны партнеров, что страна-агрессор продолжает спонсировать войну благодаря свободному доступу судов к ее портам.
"Правила игры должны быть одинаковыми для всех. Поэтому важно обеспечить паритетные условия в осуществлении морских перевозок в Черном море для Украины и России. Это может быть достигнуто путем распространения механизма СКЦ в Стамбуле (с включением в работу инспекционных комиссий представителей Украины) на все перевозки как в/из украинских, так и российских портов в Азово-Черноморском бассейне, с полным снятием ограничений по номенклатуре грузов. Или путем полной либерализации морских коммерческих перевозок в Черном море, как с украинских, так и российских портов", - резюмирует издание.