В Украине давно назрела необходимость реформирования пенсионного обеспечения.
Сейчас, когда наша страна стремится интегрироваться в ЕС, ей необходимо унифицировать подходы с существующими в Европе.
Изменить подход.
Чтобы пенсионеры в Украине получали достойные пенсии, предыдущие правительства должны были решиться на непопулярные шаги.
Однако, опасаясь недовольства населения, они затягивали решение этого вопроса.
Как следствие, ситуация ухудшалась.
Сейчас Украине необходимо менять ту систему, которая у нас существует - солидарная пенсионная система.
Ее суть состоит в том, что она финансируется за счет отчислений (налогов, страховых взносов) трудоспособного населения.
Основная ее проблема состоит в том, что то существующее количество трудоспособного населения, не может обеспечить имеющееся количество пенсионеров.
Дефицит покрывается из средства бюджета и он будет только увеличиваться, потому что количество пенсионеров устойчиво растет, а количество трудоспособных граждан, наоборот, сокращается.
В Украине давно пытались перейти к другой системе – накопительной, которая заключается в том, что пенсионеры накапливают себе на пенсию самостоятельно.
Они могут вкладывать средства в разные финансовые инструменты: акции, облигации, банковские депозиты, недвижимость и т.
Были разработаны даже переходные этапы к накопительной системе, однако этого так и не произошло.
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра говорит, что на накопительную пенсию мы, если хотим стать членом ЕС, перейдем, но мы очень опоздали с этим, это нужно было делать как минимум 25 лет назад.
Именно столько лет нужно, чтобы эта система заработала.
В свою очередь Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm.
считает, что только через 20-25 лет нагрузка на солидарную систему станет резко снижаться, потому что финансирование пенсий начнется с индивидуальных счетов.
Для тех, кому до пенсии осталось 10-15 лет – вариантов накопить по такой системе на достойную пенсию очень мало, именно поэтому государство вынуждено будет вносить свои взносы на индивидуальные счета.
В странах, которые вовремя провели реформу, государство не вносило дополнительно взносов в такие фонды, а работники успевали самостоятельно аккумулировать достаточные суммы (около 2% от зарплаты).
Наследовать опыт стран ЕС.
Одним из путей решения проблемы, возникшей в пенсионной системе в Украине, является наработка прозрачной системы пенсионного обеспечения.
В этой связи важно рассмотреть опыт стран ЕС, где законодательные органы и ответственные национальные органы государств-членов совместно создают законодательство, касающееся пенсионного обеспечения.
При этом важно учитывать опыт других стран и внедрять современные технологии для наращивания прозрачности и эффективности пенсионной системы.
Однако без комплексных реформ, учитывающих динамические изменения в обществе, решение проблемы будет затруднительным.
Интересно, что в Европе нет единой для всех системы пенсионного обеспечения.
Они используют несколько систем одновременно.
Среди них: солидарные, накопительные, правительственные, негосударственные, страховые.
Пенсионеры могут участвовать сразу в нескольких.
Для этого учитывается стаж, размер зарплаты, общий доход семьи, прожиточный минимум, индексация, должность и т.
В каждой европейской стране разные параметры, влияющие на размер пенсий.
Однако, так или иначе, чем больше стаж, тем больше размер пенсии.
Минимальная пенсия начисляется тем пенсионерам, у которых стаж не менее 40 лет (в Германии, Франции, Дании, Швеции, Норвегии), 37 лет – в Испании, 20 - ти – в Польше.
В развитых странах ЕС (Франции, Германии) пенсии защищены от инфляции, перехода на другую валюту, других негативных факторов.
Самые высокие средние пенсии в таких странах, как Норвегия (2 тыс.
евро), Дания (1800), Германия (1400) и Франция (1200).
В то же время, самые низкие – в таких странах, как Болгария (130 евро), Румыния (175), Литва (220) и Эстония (230).
В ЕС продолжают реформировать систему пенсионного обеспечения.
Реформы в странах Европы, как правило, связаны с увеличением пенсионного возраста.
В Украине тоже увеличивают возраст выхода на пенсию.
Однако нам нужно учитывать, что средняя продолжительность жизни в европейских странах больше, чем у нас (в Норвегии – 90 лет, во Франции – 81, в Германии – 80).
Чем дольше человек работает, тем больше будет зарабатывать на пенсии.
Работодатели не только не отказывают им в трудоустройстве, как это бывает в Украине, но и часто предпочитают молодым работникам без опыта работы.
Европейские страны постоянно совершенствуют пенсионную систему и стараются обеспечить высокий уровень жизни пенсионерам.
Украине есть, в чем подражать странам ЕС, особенно западным.
Что Украина делает?.
В последние годы правительство Украины принимало меры для повышения уровня пенсионного обеспечения.
Так, были введены доплаты к пенсиям по возрасту.
Благодаря этим мерам ориентировочно 4 млн пенсионеров получают пенсию в размере от 3 до 4 тыс.
В марте этого года произошла индексация пенсий для 10,5 млн.
украинцев на уровне 19,7%.
Это положительный шаг в поддержку пенсионеров, однако необходимо продолжать работу по улучшению пенсионной системы в целом.
Так, по словам директора Департамента мониторинга соблюдения социальных и экономических прав секретариата Уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Светланы Глущенко, количество пенсионеров, получающих размер пенсии на уровне меньше монетарной бедности, уменьшилось по сравнению с 2022 г., но проблема остается актуальной.
Также пенсионная система Украины сталкивается с рядом проблем, связанных с неравномерностью выплат.
К примеру, в Украине до сих пор существует неравномерность пенсионных выплат по регионам.
Так, жители Тернопольской области получают средние пенсии, которые на 24% меньше средних выплат по Украине.
В то же время пенсионеры в столице получают выплаты на 36% выше среднего показателя по Украине.
Охрименко объясняет это тем, что размер пенсии зависит от зарплаты.
У нас пенсия составляет 38% от последней зарплаты.
Учитывая, что в Киеве зарплата выше, чем в Тернопольской области, поэтому и пенсия выше.
Выше средних пенсий получают пенсионеры еще в 8 областях: Днепропетровской (5804 грн), Донецкой (6560 грн), Житомирской (5650 грн), Запорожской (5416 грн), Киевской (5412 грн), Луганской (6049 грн), Ровенской (5488) грн) и Харьковской (5249 грн).
Существует неравномерность размеров пенсий и в гендерном разрезе.
Так, пенсия у мужчин почти в полтора раза – на 45% – больше, чем у женщин: 5 701 грн.
против 3 926 грн.
Охрименко говорит, что дело в том, что у мужчин зарплата выше, чем у женщин, потому и пенсия больше.
Если мы хотим это изменить, нужно работать над тем, чтобы женщины и мужчины на одной должности получали одинаковую зарплату.
В целом, власти страны принимают меры по улучшению ситуации с пенсионным обеспечением в Украине, однако, для решения проблемы необходимо наращивать усилия в различных отраслях, в частности, в области наработки прозрачной системы пенсионного обеспечения, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для всех пожилых людей в Украине.
Виктория Хаджирадева.