Теплым майским днем воскресную тишину в небольшой Лохвице внезапно нарушили выстрелы. Люди перепугались: к нам пришли враги или действует ДРГ? А потом грохнул взрыв: неужели обстрел?..
Ближе к вечеру весь небольшой город узнал, что же произошло, а когда полиция Полтавской области выдала официальное сообщение, ужаснулась и вся Украина. Посреди войны, когда так по-особому ценится каждая человеческая жизнь, простой житель Лохвицы – не фашист, не садист - расстрелял троих соседей и взорвал себя гранатой.
Правоохранители пока не сообщают причины трагедии – идет следствие. KP.UA поговорила с человеком, который знал и стрелка, и его жертв.
Политики нет
Одним из погибших от руки 53-летнего Александра Совы был бывший мэр Лохвицы – Вячеслав Демчук. Из-за этого происшествию поначалу придали политический оттенок. Сложив полномочия городского головы, Демчук стал директором местного спортивно-технического клуба Общества содействия обороне Украины, при котором работает автошкола. С началом войны бывший мэр много делал для фронта, а Сова, поговаривают, придерживался других взглядов и якобы ранее был членом Партии регионов.
- Я про партию ничего не знаю и сомневаюсь, что Сашко в какую-то организацию входил. Он всегда был замкнутом, не любил компаний. Мы с пацанами в юности то мяч гоняли, то бегали на речку. А он особняком держался. Правда, в армии отслужил, после устроился в школу трудовиком, в свободное время автомобили ремонтировал. Вообще-то обычный мужик – рукастый, не пьющий. Все знали, что есть у него ружье – зарегистрированная "гладкостволка", он с ней на охоту ходил, - говорит уроженец Лохвицы Николай Чиж. – Я вчера со своими родными разговаривал, которые на одной улице с Совой живут. Так все в шоке. Политики тут никакой нет, но кто ж знал, что бытовая ссора вот так закончиться может.
Полиция не исключает и других мотивов, помимо бытовых разборок, но пока не комментирует. Фото: pl.npu.gov.ua/
Стук-грюк и война за межу
Дом Демчука стоит напротив дома Совы. Кроме экс-мэра, Александр расстрелял свою ближайшую соседку – 63-летнюю учительницу математики Алевтину Панченко, с которой работал в одной школе, и соседа через дом – 67-летнего Михаила.
- У Сашки была семья – жена, ребенок, но он вроде бы развелся. Жил один, дом в порядок приводил. Он у него не двухэтажный, но достаточно высокий, крепкий. В последнее время он на доме крышу перекрывал. Привычку имел встать в пять-шесть часов утра и начинать работы. А это - стук, грюк, визг пилы, жужжание перфоратора... Кому это понравится, когда люди вокруг спать еще хотят? Демчук не раз ему делал замечание, и дядя Миша тоже, и Алевтина. Это давно тянулось. С Алевтиной, а у них обоих по 40 соток огорода, Сова еще и за границу земельных участков каждый год во время распашки ссорился.
Вот и этим воскресным утром Сова якобы снова стук-визг на крыше устроил. Его попросили угомониться, а он ни в какую – что, мол, буду делать, когда дожди пойдут? Поговорил с соседями так крепенько, ну и сам нелестные слова, наверное, услышал.
- Дядя Миша, люди рассказывают, вроде бы Сову еще и попрекал: идет война, герои на фронте Украину защищают, а ты себе хату строишь, покоя нам не даешь. Вот он всех троих и пострелял.
Действовал так, будто все спланировал
Сообщение о преступлении полиция получила в два часа дня. Наш собеседник не знает, что случилось в промежутке между этим временем и утренним конфликтом. Но есть свидетельства, что действия Совы не выглядели спонтанными. Он вел себя как человек, который все для себя спланировал.
Сначала подошел к дому Вячеслава Демчука. Якобы сделал пару залпов в воздух. Когда бывший мэр открыл ворота, выстрелил в него.
Потом вошел в дом к соседке, у которой была открыта дверь. Женщина в это время занималась с ребенком. Стрелок приказал ребенку выйти, но перед этим забрал у него телефон, пообещав, что потом отдаст. И выстрелил в учительницу.
Последним был убит дядя Миша. Выполнив свой страшный замысел, Александр вернулся к себе во двор и взорвал под собой гранату.
В полиции Полтавской области сказали, что бытовая версия рассматривается как одна из основных, но о том, какие могут быть еще мотивы – не сказали.