На очередном заседании известного Исторического Автоклуба продолжали рассматривать автомобили-иномарки с «киевской пропиской», которые разъезжали в 50 – 70-е гг. по улицам столицы. В те годы было три пути чтобы раздобыть зарубежный легковой автомобиль.
Во-первых, такие машины привозили моряки дальнего плавания. Интересно, что сумма растаможки составляла 200%. И потому это были либо небольшие модели, либо автомобили побольше, но их оформляли по знакомству.
Fiat 1300 Фото Леоніда Гоголєва
Во-вторых, автомобили могли привозить люди, работавшие за рубежом, в частности и артисты. Но машины, конечно, тоже надо было растамаживать.
Buick Riviera на Подолі Фото Леоніда Гоголєва
И наконец третий путь, самый интересный: ограниченный круг лиц по специальным разрешениям мог покупать автомобили в комиссионных магазинах, куда поступали машины уехавших из страны дипломатов.
Ford Custom 500
А вот после того, как эти автомобили обретали законные «права гражданства», начиналась стихия вторичного рынка. Машины не раз переходили из рук в руки. И в конце концов любой, обладающий достаточной суммой, мог, слегка покрутившись в этой сфере, приобрести такой автомобиль.
Dodge Dart
Легковых иномарок послевоенных моделей с киевскими номерами в столице Украины было поначалу мало, но с годами их число постоянно увеличивалось. Интересно, что две из них принадлежали всенародным любимцам – комикам Юрию Тимошенко и Ефиму Березину, которые выступали под псевдонимами Тарапунька и Штепсель. У первого был роскошный Dodge Dart 1972 года из американского посольства, а у второго – Mercedes-Benz в 115-м кузове.
Robur LO 3000
Что касается коммерческих автомобилей, то они поступали в больших, все возрастающих количествах из стран Восточной Европы – в рамках так называемой «социалистической интеграции». Это были легкие развозные машины Zuk и Nysa из Польши, среднетоннажники IFA W50L и Robur из ГДР, тяжелые чешские самосвалы Tatra и седельные тягачи Skoda, а также грузовики Сsepel из Вегрии.
Csepel D450N Фото Леоніда Гоголєва
Отдельно нужно сказать о коммерческих из Австрии. В годы Второй мировой она поставляла автомобильную технику для вермахта. А в 1955 году, после вывода их страны советских войск автозавод OAF попал под государственный контроль и его обязали поставлять в нашу страны автомобили в рамках репарации, то есть компенсации за причиненный ущерб.
OAF 745G Фото Леоніда Гоголєва
Прежде всего это были тяжелые капотные тягачи OAF 745G, которые могли работать в составе автопоезда полной массой 16 т. Таких машин было ввезено 1200 ед. Поставлялись и их бескапотные версии – OAF F745G. И кроме того было ввезено небольшое количество комфортабельных автобусов среднего класса – OAF 5DN-120.
OAF F745G біля Бесарабського ринку у Києві. Фото Леоніда Гоголєва
А на улицах Киева частенько можно увидеть тягачи OAF, которые поставлялись вместе с полуприцепами-рефрижераторами. Они развозили скоропортящиеся продукты по крупным торговым центрам. А что касается автобусов OAF, то один из них работал при киевской гостинице «Интурист».
OAF 5DN-120