Всемирная организация здравоохранения снова подтвердила свое народное наименование – «всемирная организация запугивания». В этот раз глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус сообщил на брифинге, что в ближайшее время человечество будет подвергнуто испытанию экстремальными погодными условиями.
- В понедельник (3 июля) в мире был зафиксирован самый жаркий день за всю историю наблюдений. В ближайшие месяцы мы ожидаем целый ряд экстремальных погодных явлений, включая засухи, наводнения, ураганы и аномальную жару, которые наносят вред здоровью людей, - рассказал Гебрейесус.
Нам ли, пуганым коронавирусной пандемией, войной, генно-модифицированными продуктами и прочими «прелестями» современной жизни, бояться жары и ураганов? И не такое переживали! Конечно, немного смущает, что печальные пророчества произносит человек с фамилией, в которой угадывается слово «Иисус» в иностранном прочтении, да и «гебре» (хебре) как-то уже сильно смахивает на слово «еврей». Поклонники теории библейского апокалипсиса и прочих заговоров должны испытать экзистенциальное удовольствие. Мы же посмотрим на грядущую картину глазами аналитиков.
Африка совсем рядом
Когда начинаются разговоры о климате, граждане зевают и отходят в сторону. Не очень интересно, что случится через 50 или 100 лет, а если что - внуки-правнуки сами как-нибудь разберутся. Мы улыбаемся, глядя на кричащую Грету Тунберг, и считаем своих местных экоактивистов слегка не от мира сего. Да и ВОЗ у нас не на лучшем счету: то придумают пандемию COVID-19, то эпидемией холеры запугивают – лишь бы народонаселение Земли в тонусе держать.
Но вот так, чтобы ВОЗ прямо говорила не о катаклизмах сто лет тому вперед, а о том, что нас ждет через несколько месяцев – такого, кажется, еще не было. Похоже, все серьезно.
И вот пожалуйста, тот же Гебрейесус докладывает: засуха в странах Африканского Рога уже привела к голоду, болезням и миграции, оказывая серьезное давление на системы здравоохранения. Африканский Рог – это Сомали, Эфиопия, Эритрея, Джибути, Кения. В общей сложности, чуть больше 22 млн человек перманентно страдают от страшной засухи и одновременно не менее страшных наводнений, а как следствие – от голода и болезней. В этом году засуха - самая сильная за последние полвека.
Что делают жители этих стран, не желающие умирать? Многие покидают свои дома, меняя демографическую картину материка и мира в целом. Грубо говоря, мигрантов на других материках станет больше, а в самой Африке однажды останется критический минимум трудоспособного населения.
При этом на континенте ведется добыча уникальных ресурсов. Для справки: Африка занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов, флюорита, второе - по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита, третье - по запасам нефти, газа, ртути, железной руды; значительны также запасы руд титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней… Все это – сырье номер один в нашем обществе, которое стремительно технологизируется и цифровизируется.
Итак, из-за изменений климата часть мира лишается доступа к ресурсам. Литий для батарей в наших смартфонах сам себя не добудет, а неафриканские залежи этого металла весьма скромны и дорогостоящи в добыче.
Об африканских мигрантах мы, пожалуй, говорить не будем – Франция еще бурлит, так что подливать масла в огонь не стоит.
Смог в Китае - вещь уже привычная. Но от этого не менее смертоносная. Фото: Tim de Waele/Corbis via Getty Images
Что там в Китае?
К концу этого века климатическими мигрантами могут стать примерно 2,5-3 миллиарда человек, предупреждают климатологи из Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Из-за дефицита питьевой воды эти миллиарды уже начали очередное «великое переселение» со всеми вытекающими (какой каламбур!) последствиями. По приблизительной статистике, около 10% жителей Земли (а это 800 млн человек) уже мигрируют из засушливых мест в более свежие. Это касается не только Африки, но и Азии, у которой, кроме засух, случаются еще и вполне апокалиптические наводнения.
То, что мы пока не видим около себя вынужденных переселенцев с других континентов, всего лишь вопрос недолгого времени. Они появятся, и не через сто лет, а очень скоро.
Что до Азии, то взглянем на Китай. Экологическая обстановка в стране просто ужасает, тут уже коллапс и катастрофа. Из 20 наиболее загрязненных городов планеты 16 находятся именно в Китае. Почти во всех китайских городах идут кислотные дожди, в воздухе постоянно растет содержание диоксида серы и оксидов азота, а в Пекине, Гуанчжоу, Аньшане и других крупных мегаполисах оно уже давно перевалило за все допустимые границы.
Китай старается хоть что-то улучшить, инвестирует в возобновляемые источники энергии, но это дело не одного года и даже не десятилетия. Невозможно за считаные месяцы убрать все, что выбрасывалось в воздух десятилетиями и накрыло территорию, гораздо большую, чем Поднебесная.
Из-за такой завесы азиатские страны, вместе с Китаем, попали в волну аномального тепла, которая началась в апреле. В Бангладеш из-за температуры выше 40 градусов Цельсия начало таять дорожное покрытие, и по всей стране массово отключалось электричество – страдающие бангладешцы пытались спастись от жары, включив кондиционеры. Выращивание чая, риса и фруктов упало наполовину, а смерти от тепловых ударов и тепловых истощений фиксировались десятками, если не сотнями.
В Индии термометры недавно показали необычные даже для индийцев +44. Были закрыты школы, учреждения перешли на график работы с 7 утра до 13.00, в зоопарках от жары умирали звери, а в своих домах и на улицах – люди.
А в Таиланде после +45 градусов на термометрах жители нескольких городов начали массово выезжать в другие местности, надолго парализовав городскую инфраструктуру.
Посмотрим на другие континенты. В Мексике на прошлой неделе 100 человек умерли за две недели, не выдержав температуру в +50 градусов. В США в некоторых штатах «всего» +36, но для тех широт это страшная цифра, больницы переполнены.
Сочетание экстремальной жары и загрязнения воздуха обычно приводит к увеличению числа респираторных, сердечно-сосудистых и почечных заболеваний. Власти азиатских стран доложили о скачке этих заболеваний, с трудом поддающихся лечению в условиях все той же жары и все того же загрязненного воздуха. Кто-то думает, что у нас будет по-другому?
А комарам – хорошо!
Жара - это не только отсутствие прохлады и воды, неурожаи, лесные пожары и смерти людей, это еще и сверхактивные насекомые. Ученые из Музея естественной природы во Флориде (США) провели исследования и выдали, в общем-то, понятный вердикт: в условиях тепла и жары насекомые живут активной жизнью, в том числе и половой. Холод обычно заставляет насекомых умерить свой пыл, но если установится жара без малейших намеков на похолодание, насекомые не просто размножатся в гигантских количествах, но и начнут активнее передвигаться по континентам, разнося патогены по народам.
Представили ситуацию, да? Нашествие саранчи и прочие казни египетские… К слову, аномальные тучи комаров можно увидеть уже и у нас. Кроме того, на европейской части уже стало больше клещей, которые могут распространять клещевой боррелиоз или клещевой энцефалит. Пришел к нам и «тигровый комар», распространяющий лихорадку Денге. Чем становится теплее там, где раньше клещам и комарам было некомфортно из-за холода, тем быстрее они появятся в новых местах. Если Европа "тигрового комара" не знала, то сейчас в Западной Европе для него самые прекрасные условия.
Малярия также может вновь появиться на европейском континенте из-за широкого распространения вида комаров Anopheles, которые могут быть переносчиками этой болезни. Стоячая вода плюс тепло – это просто-таки рай для этих комаров, и чем выше температура, тем быстрее и больнее их укусы, тем быстрее развиваются переносимые им паразиты Plasmodium, вызывающие малярию.
Эксперты прогнозируют, что постепенно до конца века волны экстремального тепла и засухи будут происходить примерно дважды в год в среднем по 25-30 дней каждая. Достанется всем: и Северной Америке, и Восточной Африке и Центральной Европе.
- По мере того как волны тепла и засухи накладываются друг на друга, общество будет разрушаться на нескольких уровнях. Например, такие домашние животные, как коровы, свиньи, куры и овцы, начнут массово вымирать. Урожайность основных сельскохозяйственных культур (пшеница, кукуруза, соя и рис) снизится. Волны тепла могут привести к заболеваниям, связанным с жарой, повлиять на качество и доступность воды, потенциально влияя на санитарию и гигиену, - говорит Ашока Мишра, профессор кафедры инженерии окружающей среды и наук о Земле Университета Клемсона.
Последствия наводнения в немецкой Баварии в 2021 году. Фото: Peter Kneffel/picture alliance via Getty Images
Наводнения на десерт
По прогнозам Европейского агентства по окружающей среде, в большей части Европы количество сильных осадков уже увеличивается. В июле 2021 года демоверсию того, как наводнения превращают успешные страны в зоны бедствия, увидели Германия и Бельгия. И риск растет.
Если с жарой все понятно, то наводнения – это не только стихийная силы воды, сносящая все на своем пути. Да, это разрушение домов и инфраструктуры за считаные минуты, затопление плодородных земель, размыв полей и прибрежных зон из-за штормовых нагонов.
- Наш мир находится на распутье, и наша планета находится в перекрестье прицела, - сказал недавно генсек ООН Антониу Гуттериш на сессии Межправительственной группы экспертов по изменению климата. - Мы приближаемся к точке невозврата, находимся на вершине переломного момента.