Возродятся из пепла цветы: украинские поэты и писатели, которых убила Россия
Возродятся из пепла цветы: украинские поэты и писатели, которых убила Россия

Возродятся из пепла цветы: украинские поэты и писатели, которых убила Россия

Украинских художников, погибших от рук рашистов, уже окрестили новым «расстрелянным возрождением», по аналогии с целой плеядой талантливых украинцев 20-30-х годов ХХ века, уничтоженных сталинскими репрессиями. Они могли бы создать множество романов и повестей, пронзительных и щемящих стихов, детских сказок и рассказов. Но, как и сто лет назад, русские оккупанты убивают цвет нашей нации. Впрочем, их творческое наследие россиянам не уничтожить, а каждое произведение погибшего писателя и поэта превращается в документальное свидетельство о войне.

У львовского бренд-шефа и блоггера Андрея Гудымы готовится к печати книга «69 специй для сердца». Сам Андрей ее уже не сможет увидеть – 2 июля он погиб в боях под Бахмутом.

Виктория Амелина

Писательнице Виктории Амелиний, раненой 27 июня во время ракетного обстрела в Краматорске, было всего 37. Перед ней открывались яркие писательские горизонты, но 1 июля ее жизнь оборвалась.

– Вика выиграла важную писательскую резиденцию, была отобрана из тысячи других кандидатов и должна была ехать в Париж на год. Ее друзья пишут, что она очень переживала и колебалась, ехать ли, мол, как это будет выглядеть во время войны, но ее проект предусматривал работу над книгой свидетельств о преступлениях России! – пишет писательница и кинорежиссер Ирина Цилык.

Виктория Амелина ездила в горячие точки. Вместе с командой Truth Hounds – международной организацией, документирующей нарушения прав человека, – проводила полевые исследования военных преступлений России. Член украинского PEN-клуба, занималась организацией литературного фестиваля в Нью-Йорке Донецкой области, заботилась о местных подростках, собирала показания пострадавших, которые должны были потом вылиться в книгу-доказательство преступных деяний российской армии. Возила в горячие точки зарубежных коллег.

Виктория родом из Львова, работала программистом и менеджером ИТ-компаний, но решила стать писательницей.

В 2014 году издала свой первый роман "Синдром ноября, или Homo Compatiens" – о выборе рядового «нормального» украинца во времена Майдана. В том же году стала лауреаткой премии "Коронация слова".

Одна из самых признанных ее книг – роман «Дом для Дома» (2017 год), история трех поколений во время распада Советского Союза глазами собаки Доминика – высоко оценена украинскими и зарубежными критиками. У детей пользуется спросом "Кто-то, или Водяное сердце" – о дружбе и поиске своего места в мире, а главные герои – обитатели аквариума.

После 24 февраля 2022 года начала писать пронзительные стихи:

«Повітряна тривога по всій країні,
Так, наче щоразу ведуть на розстріл
Усіх,
А цілять лише в одного,
Переважно в того, хто скраю.
Сьогодні не ти, відбій».

А за несколько дней до смерти Виктория Амелина представила на «Книжном Арсенале» дневник убитого российскими военными детского писателя Владимира Вакуленко. Вот отрывок из ее предисловия к дневнику:

"После украинского контрнаступления в Харьковской области, когда в Изюмском лесу поднимают из могил тела погибших за время оккупации, я в отчаянии ищу в земле что-то другое: дневник моего казненного коллеги - писателя Владимира Вакуленко.

«Дом для дома» – рассказывает пес. Фото: starylev.com.ua/

«Дом для дома» – рассказывает пес. Фото: starylev.com.ua/

За моей спиной ждет, тяжело дыша, его растерянный отец. Он первым начал копать, но ничего не смог найти. А сын же просил его, пряча дневник в саду 23 марта 2022 года, во время российской оккупации: "Когда наши придут - отдашь". Прошло полгода, и я пришла к хате Владимира, но дневник под вишней никак не найдется.

Потеря рукописи, о которой я еще несколько часов назад не знала, а отец Володи не помнил, сейчас кажется нам обоим непоправимой. Отцу – потому что не смог выполнить волю сына. Мне – потому что сбывается мой худший страх: я внутри нового «Расстрелянного Возрождения».

Как в 1930-х украинских художников убивают, рукописи исчезают, память стирается. Кажется, времена смешиваются и застывают в ожидании решения: я ищу в слобожанском черноземе не только заметки одного из нас, а сразу все потерянные украинские тексты: вторую часть "Вальдшнепов" Хвылевого, пьесы Кулиша, последние стихотворения Стуса, дневники времен Голодомора, украинские старопечатные издания, сожженные в киевской библиотеке в 1964-м. Все наши потери, от старопечатных книг до дневника Владимира, кажутся одним большим текстом, который уже никогда не прочесть. Что там написано в этом дневнике? Во всех этих текстах?».

Дневник тогда они нашли. И Виктория пообещала отцу Владимира Вакуленко, что о его сыне заговорит весь мир.

Виктория Амелина умела и пошутить. Надпись на футболке "Жестокий украинский писатель". Фото: facebook.com/amelina.victoria

Владимир Вакуленко

По какой-то странной прихоти судьбы 1 июля – день смерти Виктории Амелиной, и это день рождения Владимира Вакуленко. Ему должен был исполниться 51 год.

Владимир и его 14-летний сын жили в селе Капитоновка под Изюмом. В конце марта 2022 писателя похитили российские оккупанты.

Более полугода его разыскивали родные, коллеги, журналисты, расследователи и волонтеры.

Вероятнее всего, писателя похитили и застрелили из-за его проукраинской позиции – он участник Революции достоинства, активист и волонтер. Говорят, что Владимира сдал кто-то из своих.

Но и мертвым он свидетельствует против оккупантов. В своем дневнике Владимир Вакуленко подробно описывал зверства и бесчинства россиян в первые недели оккупации. Предчувствуя, что может погибнуть, писатель закопал свой дневник в саду.

Дневник был найден и сделано все для его публикации. 22 июня 2023 года книгу «Я превращаюсь. Дневник оккупации. Избранные стихи» Владимира Вакуленко-К. презентовали на «Книжном Арсенале».

Одна из последних записей дневника – 21 марта 2022 года:

«А сегодня, в День Поэзии, в небе поздравил меня небольшой журавлиный ключ, и сквозь их «курлы» словно слышалось: «Все будет Украина!» Я верю в победу!».

В творчестве Владимира Вакуленко 13 книг. Много детских («Солнечная семья» – сборник стихов и сказок, «Папина книга» – легкие и игривые стихи, написанные Владимиром для сына, сказка « Король вирусов Ковид »).

Но есть и для взрослых – в т.н. стили контрлитературы: "Монограмота", "Вы… нет", "Мы, Провинция!". «Инфаркт для гурманов. Дневник сумасшедшего». По определению самого автора, «Дневник сумасшедшего… с последствиями документалистики и элементами абсурдизма, авантюризма и легкого фэнтези». «Дневник…» принес писателю Международную премию им. Олеся Ульяненко, которой отмечают лучшего писателя-нонконформиста. Также Владимир - лауреат всеукраинского конкурса им. Леся Мартовича, международного конкурса «Коронация слова», а к 20-летию Независимости был награжден «Серебряным трезубцем» Украины за литературные достижения.

На днях Международная ассоциация издателей посмертно наградила Владимира Вакуленко Prix Voltaire Special Award – премией за борьбу за свободу слова.

Владимир Вакуленко. Фото: facebook.com/wakulenko.k.wolodimir

Глеб Бабич

28 июля 2022 года погиб 54-летний поэт, автор песен, волонтер и соучредитель ОО "Республика. Братья по Оружию" Глеб Бабич. Он воевал, защищая Украину, еще в 2014-2019 годах, в 2021 году издал сборник «Стихи и песни», в котором отражена война.

Известным Глеба Бабича сделали тексты песен для группы Kozak System. Песня на его слова «Подай оружие» стала неофициальным гимном 10-й отдельной горно-штурмовой бригады:

«А нас не зламати! І навіть не вбити,
Тому що відродяться з попелу квіти!
Побачиш, утримавши небо у серці,
Додому прийдуть Едельвейси!
Хто ближче до неба, той ближче до Бога,
Із вільними поруч іде перемога!
Нам доля - над іншими небо тримати -
Працюємо, брате!».

 

 

Глеб Бабич с издателем Ириной Белоцерковской – со свежим сборником Бабича. Фото: ФБ Irina Белотсерковская

Иван Леньо, один из лидеров рок-группы, написал о Глебе :

«Мы написали с тобой «Подай зброю», «Сила і зброя», «Досить сумних пісень», «Свобода наче любов», «Мольфар», «Ті, що тримають небо над Різдвом». У нас осталась одна песня, которую мы должны издавать буквально на днях – «Не покинь». Никогда не подумал бы, что именно она станет прощальной в нашей с тобой жизни. Я любил тебя. И люблю. И буду любить. Ты мой внутренний голос».

29 июля 2022 года Kozak System выпустил «Не покинь» – их последнюю песню с Глебом Бабичем.

Возродятся из пепла цветы: украинские поэты и писатели, которых убила Россия - Фото 4
Они остались в Мариуполе

20 февраля 2022 в Краматорске презентовали книгу «На линии столкновения» - прозу и поэзию членов Донецкой областной организации Национального союза писателей Украины. Все они жили и работали на прифронтовых территориях. А через 4 дня началась великая война.

Через год, вспоминая эту презентацию, председатель Донецкой организации НСПУ Павел Кущ напишет :

«Кто знал, что для наших трех коллег из Мариуполя, к сожалению, эта книга стала последней в их жизни…»

А судьба некоторых из авторов этой книги до сих пор неизвестна.

Евгений Баль

После захвата Мариуполя, в конце марта 2022-го, рашисты ворвались в дом 78-летнего Евгения Баля – капитана 1-го ранга, морского офицера-подводника, писателя и волонтера. Забрали его в застенки Мангуша, где избивали и издевались почти трое суток. А потом отпустили – с циничными словами «мы не сражаемся с ветеранами ВМФ СССР».

Через несколько дней Евгений Николаевич умер от побоев. До 79-летия он не дожил 6 дней.

Он так и не подержал в руках последнюю прижизненную книгу "На линии столкновения". Но нам остались другие его произведения.

Морской офицер – о чем еще мог писать, как не о морской романтике и морских походах, - как в книге «Меридианы штурмана Барка» или «Фарватер неизвестен». Но и предпосылки и начало «русской весны» в Мариуполе и близлежащих деревнях он изобразил в «Приключениях пса Филимона», в которых показал события глазами домашнего пса. А главными героями стали волонтеры, местные жители, добробаты и бойцы ВСУ.

Евгений Баль. Фото: НСЖУ

Богдан Слющинский

Он был доктором социологии и профессором Мариупольского государственного гуманитарного университета.

Родился во Львовской области, окончил музыкальное училище, долго работал на Сахалине и в Хабаровском крае, а в Мариуполь, тогда Жданов, переехал в 1983 году. И именно в Мариуполе началась его писательская деятельность. Основал литературно-художественный альманах «Мариуполь», много помогал молодым авторам, конечно, писал сам и прозу, и поэзию, а еще продолжал музыкальную деятельность. В 2002-м стал членом Союза писателей Украины, а с 2015 по 2022 был председателем Донецкой областной организации НСПУ.

Уехать после полномасштабного вторжения Богдан Слющинский не мог – мать его жены почти не вставала с постели. Его семье пришлось пройти через все испытания Мариуполя: отсутствие воды, света, продуктов, лекарств, постоянные обстрелы, тела погибших на улицах. Теща скончалась 30 марта. А через 10 дней, когда Богдан Васильевич решил заложить досками выбитые окна, чтобы не было так холодно, в него попал обломок снаряда. Ему было 75 лет.

Знакомые Богдана Васильевича вспоминают, как много он сделал для культурного развития города. Благодаря ему были открыты музеи, детская школа искусств, историческая библиотека, парк культуры. Он способствовал развитию музыки и литературы, организуя фестивали, литературные встречи с писателями, презентации книг…

Оставил после себя более двух десятков книг, среди которых поэтические сборники «Эхо», «Усталая надежда», «В объятиях времени», «Рассветная роса», «Дыхание ветра».

Богдан Слющинский. Фото: mdu.in.ua

Наталья Хорокоз

Первая и последняя книги Наталии Харакоз. Фото: facebook.com/anna.kotykhova

Ей было 85. Первая женщина в Мариуполе, ставшая членом НСПУ, журналистка, писательница, активистка, руководительница литературного клуба "Азовье".

Ее дом в Мариуполе сгорел. Сама она вынуждена была прятаться в подвале соседней многоэтажки… Там и скончалась 29 марта 2022 года.

В этом городе она родилась и прожила всю жизнь. Пережила Вторую мировую. Ее внучка Анна Котихова вспоминает, что в самом начале великой войны, пока в городе еще был интернет, Наталья написала ей следующие строки:

«Тогда мы были маленькими детьми и многое не понимали, просто всего боялись. Не было никаких игр, боялись грохота пушек, бомбежки, оккупантов. Сестра скрывала голову под подушку от страха - дрожали стекла, дрожала земля.

Голодали. Мама ходила в ближайшие села, выменивала все, что было мало-мальски ценное, на муку, крупу и т. д.»… О той далекой войне – ее книга «Анютины письма».

Книги мариупольской писательницы. Фото: facebook.com/anna.kotykhova

Говорила: «Пережили ту войну, переживем и другую». Не пережила, но оставила после себя добрую память и множество книг. Писала прозу – повести, рассказы, миниатюры и лирические новеллы на русском и греческом языках, статьи в газете «Приазовский рабочий», где вела литературную страницу, занималась местными молодыми литераторами.

А чтобы напечатать ее последнюю книгу - "Новеллы Азовского побережья" (воспоминания о Наталье Георгиевне и неизданных рукописях), неравнодушные украинцы собрали более 22 тысяч грн.

Наталья Харакоз прожила в Мариуполе всю жизнь. Фото: facebook.com/anna.kotykhova

P.S. К сожалению, это далеко не полный перечень поэтов и писателей, погибших из-за российского вторжения. Начинающие и опытные, молодые и почтенного возраста. Нам остается только хранить память о них и верить, что на их творческом наследии расцветет новое поколение украинских литераторов.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader