А эти - "не такие"! Почему украинцам не хватает толерантности
А эти - "не такие"! Почему украинцам не хватает толерантности

А эти - "не такие"! Почему украинцам не хватает толерантности

Бодишейминг, фетшейминг, лукизм... За несколько дней мы выучили слова, которых лучше бы не было в нашем лексиконе. Ибо сводятся они к малоприятному явлению – психологическому преследованию человека из-за его внешности или комплекции. Да, это к истории с главой Музея Голодомора Лесей Гасиджак, которая сейчас собирается подавать иск к инициатору хейта адвокату Климу Братковскому. "Правда, есть еще толпа, которую никто и никогда не накажет, но об этом надо говорить отдельно", - написала она в Facebook.

Попробуем поговорить - о толерантности.

Единственный критерий – профессиональность

Ради справедливости скажем, что пост Клима Братковского о несоответствии занимаемой должности Лесей Гасиджак и ее внешности большинство людей восприняли с возмущением. Равно как и сообщение народной депутатки Марьяны Безуглой о "сознательном превышении потребности в пище в несколько раз". Однако нашлись и такие, кто разделяет подобное видение.

- Общество, как всегда, расколото, мы видим разные мнения, однако сама уже дискуссия вокруг человека с профессиональным образованием, с дипломом кандидата исторических наук из-за его внешности свидетельствует о том, что нашему обществу не хватает толерантности, - говорит доктор философских наук, директор Института социологии НАН Украины Евгений Головаха. – Я и не обратил бы на это вообще внимания, если бы не такая огласка. Цивилизованный человек понимает, что лишний вес может являться следствием различных расстройств в организме, и я знаю людей, которые потребляют очень мало, но имеют лишний вес. Судить, соответствует человек своей должности или нет, можно только по его знаниям и способностям, способности выполнять ту или иную работу. Это должно быть единственным критерием оценки. Но мы видим, что наше общество к такому пониманию еще предстоит готовить.

Что такое "отклонение от нормы"

Несколько месяцев назад, что интересно, разгорелся скандал с точностью "наоборот". Соцсети, СМИ, политики, общественные активисты желчно обсуждали назначение на должность посла Украины в Болгарии Олеси Илащук. Психологиня, сексологиня, эксперт по бриллиантам, без дипломатического опыта, а главное – имеет слишком выразительную, слишком яркую внешность. Это же просто нонсенс, утверждали разного рода эксперты.

- Это тот же эффект. В сознании нашего общества слишком многое осталось с тех времен, когда нормой ставилась усредненность, а все, что от нее отклонялось, считалось неправильным. Красивая и яркая женщина на государственной должности в воображении многих - это отклонение от нормы, - констатирует Евгений Головаха. – И с этими стереотипами мы просто обязаны бороться, если не хотим возвращаться в прошлое. А что в том прошлом, Россия нам очень хорошо показывает.

Однако философ признает, что прямо сейчас мы не станем толерантными, даже если будем провозглашать это как лозунг.

- По своему опыту, наверное, каждый помнит, как жестоки бывают дети к сверстникам с нестандартной внешностью. Это было, это происходит и сейчас. Толерантность нужно воспитывать из детского сада, детской площадки, первых классов школы. Только тогда она станет способом мировосприятия, – констатирует Евгений Головаха.

О штампах и ударе

Скандальная дискуссия затронула не только Лесю Гасиджак. Обиженными чувствуют себя многие женщины, и не только из-за собственной комплекции или других особенностей. Пользователи соцсетей справедливо пишут, что отклонения от мнимой нормы легко прощают мужчинам - вспоминают дородного Дмитрия Булатова в должности министра спорта, генпрокурора Юрия Луценко без юридического диплома. А вот к женщинам все время есть претензии.

– Традиционно женщина – это сексуальный символ. Она должна быть хорошей, стройной, чтобы мужчинам было приятно на нее смотреть. Если очень красивая и сексуальная, ей автоматически отказывают в профессионализме. Вешают ярлык: чья-то любовница! Если не очень хорошая, говорят – кто-нибудь продвинул на должность. За последние двадцать – тридцать лет Украина многое сделала в вопросах гендерной политики и защиты прав человека, однако определенные штампы в сознании остались, - отмечает эксперт по гендерным вопросам, кандидат психологических наук Виктория Арнаутова.

Она признается, что поднятая тема касается ее лично.

– Моя третья дочь имеет генетический синдром, связанный с избыточным весом. Я вижу, как реагируют другие дети... У нас в системе воспитания нет такого курса, как толерантность. Да, есть профессии, которые предъявляют определенные требования к внешности или физической форме. Но к таким отнюдь не относится должность директора музея.

Виктория Арнаутова подчеркивает еще и такой момент:

- У нас война, многие будут с уродствами, гормональными расстройствами, вызванными нервным стрессом. И нам с этим придется жить. Если раньше, когда мы работали с образами лидеров, на эстетическое восприятие приходилось 50 процентов воображаемого успеха, то теперь эту теорию нужно пересматривать. И говорить, что люди могут быть разными, и что внешность не может влиять на карьерный рост.

С другой стороны, отмечает эксперт, нужно психологически укреплять людей, которые кому-то могут показаться "не такими".

– Я всегда откровенно говорю им, что они могут иметь проблемы, и мы психологически прорабатываем, как держать удар, – говорит Виктория Арнаутова. – Леся - молодец, она держит удар, она создает прецедент, и она должна быть примером для всей страны.

Комментарий юриста

"Иск имеет право на жизнь"

Анна Саенко. Фото: facebook.com/saienko.anna

Друзья и поклонники Леси Гасиджак желают ей выиграть суд. Однако юристы не берутся делать прогнозы.

– Решение суда будет зависеть от представленных доказательств. Но иск полностью имеет право на жизнь, поскольку это дискриминация, - комментирует адвокат, член Ассоциации женщин-юристов Украины «ЮрФем» Анна Саенко. – Это буллинг как минимум по признакам внешности, это нарушение прав человека. Ситуация очень некрасивая. Конечно, можно было бы проглотить и промолчать, но Леся правильно делает, что подает в суд.

Комментарий психолога

"Подсознательно ищем выход для агрессии"

Елена Рыхальская. Фото: facebook.com/ryhalskaya

- Одна из особенностей нашего настоящего – это агрессия. Конечно, она объективна, сформирована ситуацией, но выплескивается не только в сторону врага, но и на нас самих. Это функционирование психических свойств и процессов, – комментирует ситуацию кандидат психологических наук Елена Рыхальская. - Конечно, агрессия ищет жертву. Если бы мы жили в мирное время, не было бы такой реакции. Сейчас мы подсознательно ищем, куда использовать нашу агрессию, чтобы вывести ее из собственного микромира. Поэтому наше такое толерантное общество готово броситься на каждого, кто не соответствует стереотипу. Не анализируя, что сделал человек, насколько он эффективен в своей работе, в своей должности.

Психолог отмечает, что в нашем окружении очень много еще и ненависти.

- Хочу подчеркнуть, что ненависть – это такое психическое состояние, которое действует как наружу, так и внутри человека. Мы должны отреагировать на него любым способом. Кто-то выливает эти эмоции на животное, кто-то – на ребенка или мужчину. Но животное может укусить, близкий человек – дать отпор, и мы его боимся обидеть. Поэтому выбираем наиболее безопасный способ – реагируем на тех, кто от нас в стороне.

Теги по теме
Суд
Источник материала
loader
loader