Разбор полетов завершен. Государственное бюро расследований назвало пятерых виновников авиакатастрофы, в которой погибло высшее руководство МВД, сопровождавшие их лица, четыре жительницы Броваров и маленький ребенок.
Версии о теракте и неисправности вертолета можно считать отброшенными. Все подозреваемые - представители руководства авиационного звена ГСЧС, всем грозит до 10 лет заключения.
И можно бы ставить точку, но комментаторы новости пишут, что, по традиции, опять хотят наказать «стрелочников». KP.UA пыталась разобраться, почему некоторые строчки пресс-релиза ГБР вызывают сомнения.
Спорить с начальством – себе дороже?
Катастрофа произошла в 8.20 утра 18 января. Вертолет рухнул на детский садик, где воспитатели как раз принимали у родителей малышню. Ударом машину отбросило на жилой дом. Кроме девяти человек, находившихся в кабине вертолета, погибли четыре женщины и маленькая девочка. 15 детей и 18 взрослых получили травмы.
В то утро стоял густой туман, который, по версии ГБР, и стал причиной трагедии. «Во время подготовки к полету командиру экипажа не сообщили о метеорологических данных по всему маршруту запланированного движения, в частности, о крайне неблагоприятных погодных условиях над городом Бровары», - говорится в пресс-релизе ведомства.
- Не было в тот день неблагоприятных условий в отдельно взятых Броварах. Туман обволакивал весь Киев, и улица Богомольца, где расположено наше министерство, не составляла исключения, - вспоминает один из сотрудников МВД. – Только слепой не видел, что погода для полетов неподходящая.
Подозреваемым вменяют в вину, что «никто из должностных лиц, ответственных за безопасность полетов, вылет не отменил или не перенес его на позже, до момента благоприятных погодных условий». А также, что к перевозке делегации привлекли вертолет, который находился на дежурстве и не имел разрешительных документов на выполнение других видов полетов.
- Это была не частная поездка, а служебная командировка, - говорит наш собеседник. – Вертолетом ГСЧС пользовался Арсен Аваков, и Денис Монастырский имел на это право. Министр сам выбирает себе транспорт по согласованию с охраной.
Все документы на командировку были, они оформлялись за несколько дней до вылета, когда стояла хорошая погода. Туман буквально свалился на голову.
По непроверенным слухам, авиаторы предупреждали министра, что подниматься в воздух нельзя из-за плохой видимости. Но поступила команда лететь по приборам.
- Если бы делегация пересела на автомобили, то не уложилась бы в заданное время. Очевидно, исходили из этого. Но в чем, безусловно, право следствие, это в том, что руководители полетов из ГСЧС обязаны были запретить министру использовать вертолет в туман. Последнее слово за первым пилотом, ему сам президент не указ, когда существует опасность для жизни. Но это по закону, на практике спорить с начальством (ГСЧС подчинена МВД. – Ред.) себе дороже, - считает сотрудник министерства.
Их готовят к экстриму
Бывший летчик Артем Исаев обращает внимание на несоответствие некоторых вещей.
- В одном абзаце пишется, что экипаж не имел допусков к полетам в сложных метеоусловиях и необходимых сертификатов, абзацем выше говорится, что вертолет находился на дежурстве для реагирования на потенциальные чрезвычайные ситуации в Киеве и области. Каким образом экипаж мог реагировать, если не имел допусков к сложным условиям? Это сущая белиберда. Авиация ГСЧС – спасательная авиация, она готовится для работы на лесных пожарах, для эвакуации людей при экстремальных погодных условиях. Насколько мне известно, командир экипажа был пилотом 1-го класса.
В то же время эксперт согласен с тем, что на малой высоте летчик мог не увидеть 25-метровое здание в Броварах.
- Предварительный маршрут могли прокладывать по старым картам, на которых не было этих домов. А сейчас у нас «свечки» втыкают, где попало, наплевав на правила. Многие высотки даже не имеют своего паспорта. На цифровой карте, по которой производится полет, тоже можно не увидеть высотность здания. Это, конечно, только версия. Но мне в любом случае непонятно, почему пишут, что летчик утратил ориентацию, если вертолет падал «на пузо». Это свидетельствует, что он летел горизонтально, а не выполнял те маневры, которые показаны на реконструкции траектории полета, - считает эксперт.
Правило кортежа
В авиакатастрофе 18 января погибли министр МВД Денис Монастырский, его первый заместитель Евгений Енин, государственный секретарь Юрий Лубкович. Вместе с ними помощница министра Татьяна Шутяк, руководитель охраны Михаил Павлушко, фотограф Николай Анацкий.
Первоначальная версия о том, что на борту вертолета был устроен теракт, возникла из-за того, что погибла вся верхушка МВД. Кто-то, дескать, знал, что нарушено правило кортежа.
- Это правило инструктивными документами не закреплено, но оно существует со времен Второй мировой войны. Первое и второе лицо ведомства не должны ехать в одном автомобиле, в одном вагоне, на одном судне, - говорит адвокат Алексей Сиротин, ранее работавший в полиции. – Вот до сих пор никто не объяснил, почему в вертолете находился госсекретарь МВД. Это лицо, которое занимается сугубо аппаратной, кадровой, плановой работой. Грубо говоря, не должно выходить за порог министерства.
Возможно, больше подробностей, раскрывающих тайну крушения вертолета ЕС-225 LP, мы узнаем, когда начнется суд.
Тем временем
Отстранены от службы
Государственная служба по чрезвычайным ситуациям сообщает о том, что лица, которым предъявлены подозрения, отстраняются от выполнения служебных обязанностей. Саму ситуацию ведомство комментирует весьма сдержанно:
- С начала создания 20 января 2023 правительственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы вертолета EC 225 LP, ГСЧС предоставила все необходимые для его проведения материалы и всячески способствует объективному и прозрачному расследованию этой страшной трагедии, - вышло сообщение в Телеграм-канале ведомства.
Все подробности падения вертолета в Броварах читайте здесь.